Две котельные в Нижнеудинске, по одной - в Иркутске, посёлках Средний, Усолье-7 и Чистые Ключи, а также жилой фонд Братска и посёлка Белореченское – вот список объектов, намеченных к передаче в 2012 году. На дворе – июль 2013-го, а этот список не сократился ни на одну позицию. Главы территорий, на которых когда-то базировались военные части, всё это время находятся в подвешенном состоянии и как манны небесной ждут приказов и распоряжений от минобороны. Ведь если они получат на баланс ветхие сети и котельные осенью, то уже зимой «захлебнуться» в коммунальных проблемах. Доставшееся муниципалитету «добро» почти везде в ветхом состоянии.
Информационный вакуум
Еще по теме: | |
---|---|
Ужасы военных городков: Чистые Ключи Ужасы военных городков: взгляд изнутри На месте военного городка в Шелеховском районе появится индустриальный парк |
- У нас нет никакой официальной информации. Ясность только по одному объекту – это детский сад в посёлке Средний. По нему уже подписан акт приёмки-передачи, - рассказал заместитель мэра Усольского района по муниципальному хозяйству Андрей КОНСТАНТИНОВ. - По остальным объектам – это жилые дома, котельные, теплотрассы, водозаборы – полный вакуум. Готовит ли их минобороны к передаче, когда она будет осуществляться, на какой основе - не известно. Даже трудно добыть информацию, где какие работы будут проводиться в рамках подготовки к отопительному сезону, сколько средств на эти цели выделено. Это разве серьёзный подход? Разве можно такое хозяйство передавать с таким отношением?
Зато потом на муниципалитеты, как снег на голову, свалится всё это имущество – и выкручивайся, мэр, как хочешь, иначе с тебя три шкуры сдерут. Теоретически, местные власти вправе не принимать аварийные сети, котельные и ветхие дома.
- Существует даже соответствующее решение конституционного суда, - поясняет Андрей Константинов. – Но в конце 2011-го вышли указы президента, которые корректируют ранее изданные постановления в сторону упрощения процедуры передачи имущества. Теперь достаточно подписать акт приёмки-передачи и всё – имущество считается принятым. Земельные границы никто не определяет, и речи нет о технических и кадастровых паспортах, межевых делах – достаточно описания границ. А потом это всё ляжет на плечи муниципалитета. Я уже не говорю о затратах на капитальный ремонт и содержание котельных, сетей, жилого фонда.
Тариф «взлетит»
В посёлке Средний сегодня 33 жилых дома, 21 из них аварийные. Паспорта готовности есть только у 6. То, что посёлок разрушается, видно невооружённым глазом. Чего только стоит почти десяток брошенных многоэтажек, которые смотрят выбитыми окнами и из центра военного городка, и с его окраин?!
Что касается котельной, то её техническое состояние вполне удовлетворительное. За последние два года здесь заменили три старых котла на новые. Главный ужас в том, что теплоисточник работает на мазуте. Жидкое топливо сегодня одно из самых дорогих. Сейчас основные затраты по обеспечению городка теплом берёт на себя минобороны. Население платит за тепло в среднем 400 рублей в месяц, в то время как жители соседних посёлков – две тысячи. Как только Средний отойдёт в муниципальную собственность, тариф вырастет в разы. Причём от удорожания не спасёт даже перевод котельной на уголь.
Не всё чисто и с Чистыми Ключами. Военный городок в Шелеховском районе расформировали ещё летом прошлого года. Однако жилые дома и коммунальные объекты посёлка до сих пор находятся в ведении Министерства обороны РФ. А это значит, что зимой здесь может разыграться очередная коммунальная драма. В прошлом году начало отопительного сезона здесь запоздало. Плохого сценария удалось избежать благодаря приезду в Чистые ключи полпреда Сибирского федерального округа Виктора Толоконского.
- Военный городок №2 по-прежнему является собственностью минобороны, поэтому вся ответственность по подготовке его к зиме лежит на военных, - поясняет мэр Шелеховского района Александр ЛОБАНОВ. - Надеюсь, что урок прошлого года минобороны воспримет адекватно. Но мы всё равно держим руку на пульсе и готовы в экстренной ситуации прийти на помощь. МУП «Шелеховская отопительная котельная» в случае ЧП зайдёт в посёлок. Хотя, думаю, до этого не дойдёт, критическая ситуация не повторится.
Деньги есть и как бы нет
Комментарий | |
---|---|
Министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Евгений Селедцов: - При передачи имущества военных городков в муниципальную собственность возникает ряд проблем. В первую очередь, у этих объектов нет паспортов готовности, лицензий на право пользования недрами, зарегистрированного права собственности в установленном законодательством порядке. И второе - ветхое и аварийное состояние недвижимого имущества. Сотрудники министерства выезжали на места, осматривали все объекты. В целом, техническое состояние коммунальных сетей и теплоисточников запущенное. Ещё один сложный вопрос – перевод котельных на более дешёвый вид топлива. Большинство теплоисточников в военных городках – жидкотопливные, работают на мазуте, стоимость которого значительно выше угля. Понятно, что модернизация этих котельных – слишком затратное дело. Кроме того, нет чёткого понимания, как будет проходить регистрация военного имущества. Пока объекты не будут закреплены за муниципальными образованиями, нельзя говорить о их финансировании и ремонте. |
Чистым Ключам повезло – посёлку достанется вполне приличное наследство. На ремонт здешней инженерной инфраструктуры: котельных, теплотрасс, водоводов, канализации, насосных станций, дорог – в региональном бюджете-2013 заложили более полумиллиарда рублей. Сейчас всё зависит от расторопности военных. Без приказа о передаче городка в муниципальную собственность этими деньгами никак не воспользоваться – прокуратура тут же обвинит власти в нецелевом использовании средств.
– Все работы должны быть выполнены до начала отопительного сезона, - подчёркивает глава Шелеховского района. – Поэтому мы, как манны небесной, ждём приказа минобороны.
Ни ответа ни привета от военных и в Нижнеудинске. Местные власти уже давно согласовали предоставленный перечень объектов, которые планируются к передачи. В списке – жилой фонд, котельная, наружные канализационные и тепловые сети, а также ряд помещений военного городка.
- Согласовали – и всё на этом, тишина, - рассказывает первый заместитель мэра Нижнеудинска Юрий МАСКАЕВ. – Если оценивать техническое состояние котельной, которая обслуживает жилой фонд городка, то можно поставить удовлетворительно. Она работает на угле, без аварий и сбоев, по крайней мере, нареканий по теплу от населения в этом году не было. Вторая котельная - чисто ведомственная. Она обслуживает вспомогательные помещения и боксы, которые сегодня законсервированы. Теплоисточник тоже законсервирован. Единственная сложность в том, что в военном городке нет очистных сооружений, стоки напрямую сбрасываются в реку Уда. Перед минобороны неоднократно ставили вопрос: либо финансируйте строительство очистных сооружений, либо стройте сами и передайте городу вместе с жилым фондом. Пока внятного ответа нет.
Когда он появится – не знает никто. Тем временем, летние дни бегут с бешеной скоростью. Если до осени дело не сдвинется с мёртвой точки, процесс передачи военного имущества плавно перетечёт на следующий год. Речь идёт только о пяти городках. Когда придёт очередь остальных 16-ти, даже не стоит браться прогнозировать…
Мнение:
Сергей Кривель, военный, бывший преподаватель ИВВАИУ:
- Ситуация с военными городками последовательно ухудшается уже не один год, а в последнее время становится и вовсе катастрофичной. На самом деле эта проблема двояка или даже трояка. Здесь происходит столкновение множества интересов: это и безопасность, и народное хозяйство, и частная собственность.
Главная проблема не в том, что Минобороны медленно передаёт городки на баланс муниципалитетов, а в том, что муниципалитеты не горят желанием принимать такое наследство по той простой причине, что военные сдают имущество в аварийном состоянии. У всех городков найдётся масса общих проблем. Это ЖКХ, уличное освещение, состояние дорог, домов культуры, детских садов… Практически все объекты требуют ремонта, при этом финансирование приближается к нулю. Нет и единственного, а, следовательно, реального хозяина.
Мэры понимают, что в будущем все расходы по содержанию принятого имущества лягут неподъёмным грузом на местный бюджет. Особенно тяжело придётся маленьким городам и деревням, где бюджеты и так глубоко дотационные. Повторяю, проблема не в том, чтобы передать, а в том, что взять нечего.
Между тем жители военных городков, 90% из которых не имеет никакого отношения к российской армии, оказываются заложниками ситуации. Я сам живу на территории военного городка ИВВАИУ и вижу, во что превращается некогда самый ухоженный и обустроенный район города.
Остаётся только надеяться, что в обозримом будущем проблемы военных городков наконец начнут решаться - и не путём проб и ошибок, а на законодательном уровне.