- В конце декабря нужно не оглядываться назад, вспоминая уходящий год,
а строить планы на будущее, обозначая самое важное, что необходимо сделать, - уверен мэр Братского района Алексей Баловнев.
Корреспонденту «АиФ в ВС» Алексей Сергеевич рассказал, решение каких социальных вопросов станет приоритетом в работе администрации в следующем году. Мэр отмечает, что все проекты, которыми предстоит заняться, довольно крупные, поэтому только районного финансирования на их реализацию недостаточно. Решать социальные проблемы нужно как можно скорее, а значит, без помощи и поддержки областного правительства не обойтись.
Ремонт больницы в Кежемском
Если в Покосном проблемы с образованием, то жители других населённых пунктов района не могут нормально лечиться. В больнице посёлка Кежемский помощь медиков получали не только местные - туда же приезжали больные из соседних сёл, до тех пор пока не начала разрушаться несущая стена медучреждения, в котором стало просто небезопасно находиться.
В итоге больше трёх тысяч человек сегодня вынуждены лечиться в одноэтажном деревянном здании (его общая площадь не превышает 300 «квадратов»), которое построили 45 лет назад. Естественно, оно мало приспособлено для медработы. Более того - теперь в посёлке нет стационара. Чтобы получать круглосуточную помощь, тяжело больные пожилые люди вынуждены отправляться за 140 км в Братскую ЦРБ.
На проектно-сметную документацию нужно около 825 тысяч рублей, которые необходимо выделить из областного бюджета, поскольку районный такую сумму сейчас не потянет. А решать проблему, которая касается в том числе и тяжело больных людей, ждущих помощи, нужно как можно скорее.
Реконструкция дорог между посёлками
Дороги - слабое место многих районов области, и Братский - не исключение. Один из самых плохих участков находится на почти стокилометровой трассе от Видима до Прибойного. Восемь лет назад на средства областной казны удалось отремонтировать отрезок в 62 км и даже возвести на нём несколько мостов. Однако на этом ремонт остановился.
- Дирекция по строительству и эксплуатации дорог Иркутской области сообщает, что строить и ремонтировать дороги в нашем районе начнут не раньше 2022 года, хотя по плану работы собирались проводить в 2018 году, - поясняет Алексей Баловнев. - Получается, жители смогут ездить по ровному покрытию только через 7 лет! Такая перспектива нас не устраивает: необходимо уже сейчас продолжить ремонт. Мы хотим начать диалог с областным правительством, чтобы привести дороги в нормальное состояние в 2016-2017 годах.
Тем более этот участок - не единственный, требующий срочной «починки». То же самое касается 24 км дороги Тайшет - Чуна - Братск и 18 км полукольца Тулун - Братск.
Модернизация поселковых котельных и сетей
В посёлках Братского района есть котельные и инженерные сети, которые работают без ремонта уже по 30 лет!
К примеру, в котельной Прибойного - 4 полностью изношенных котла, загрязнённых известью. Естественно, это снижает производительность теплоисточника, к тому же для нормальной работы используют больше топлива, чем нужно. Алексей Баловнев говорит, что покупка хотя бы двух котлов уже исправила бы ситуацию. На это надо чуть больше 2 млн руб., которые найти в местном бюджете практически невозможно. При этом монтаж нового оборудования готова взять на себя местная обслуживающая организация, она же может инвестировать около 320 тыс. руб.
С сетями в районе тоже не всё просто. В селе Ключи-Булак больше километра коммуникаций - в аварийном состоянии, в том числе и те, которые идут от центральной и школьных котельных, поэтому решение «коммунального» вопроса в селе приобретает особое социальное значение. На его решение предстоит найти ещё 6 млн руб. Такие же проблемы есть и в других посёлках: Наратай и Зяба.
Кроме того, трудности испытывают и многие предприятия ЖКХ в районе, которые недополучают деньги за свои услуги и остро нуждаются в поддержке областного бюджета. - Поэтому наша задача - попасть в программу модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, - заключает мэр.
Строительство школы в Покосном
В селе Покосном в настоящее время учатся 350 ребятишек. Им приходится ходить на уроки сразу в три одноэтажных брусчатых здания, причём ни одно из них не соответствует нормам. Их построили 50 лет назад и за это время ни разу не ремонтировали.
Пока жители посёлка ждут новую школу, многие дети уже закончили ту, что есть. Но строительство всё же запланировали - несколько лет назад село попало в программу социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы, однако учебное заведение до сих пор не построили.
В 2014 году администрация района начала решать проблему самостоятельно и на средства собственного бюджета разработала проект новой школы, стоимость строительства которой специалисты оценили в 305 млн рублей (по ценам 2015 года). Администрация надеялась, что, взяв инициативу в свои руки, сможет довести дело до конца гораздо быстрее. Но не вышло.
- Строительство школы отодвинули на 2018 год, - констатирует Алексей Баловнев. - Но проекты-то трёхлетние! За документы и экспертизу бюджет уже отдал около 4,5 млн руб., и если мы не возведём здание в ближайшие годы, нам снова придётся платить. А школа очень нужна жителям Покосного, поэтому мы должны добиться того, чтобы её начали строить уже в следующем году.
Помощь «заморским» посёлкам
«За морем» в Братском районе живут почти 2 тысячи человек, которые видят свет в своих домах только по 12 часов в день.
Населённые пункты снабжают электричеством дизельные электростанции, использовать которые круглосуточно слишком дорого. К тому же - они часто ломаются.
- Если мы устроим в этих посёлках постоянное электроснабжение, то себестоимость электро-
энергии снизится в восемь раз! - подчёркивает мэр. - Однако для этого нужно организовать спецпереход через русло реки Оки и построить воздушные электрические линии. На это требуется около 550 млн руб., которые мы можем получить, только если войдём в программу социально значимых объектов Приангарья.
Ещё одна проблема «заморских» жителей в том, что им тяжело добираться до «большой земли». Раньше необходимые для жизни паромные переправы (их в районе три) содержала Группа компаний «Илим», но с 2014 года бизнес отказывается от этой ответственности и решил отдать её в руки предприятий, которые предложит муниципалитет.
Однако, как считает Алексей Баловнев, это проблему не решит, так как у района нет прав и лицензий, чтобы их использовать, а значит, переправы следует отдать в собственность области, чтобы затем передать их профессионалам - дирекции по строительству дорог или Восточно-Сибирского речного пароходству.