Международный конкурс артистов оперы и оперетты «Бельведер» - один их наиболее прославленных и значительных конкурсов певцов в мире. Он дает возможность молодым талантам встретиться с людьми, которые могут помочь им начать международную карьеру в будущем. В жюри конкурса входят только представители руководства музыкальных театров, а в зале на первых двух турах сидят как представители многих театров, так и театральных агентств. Квалификационные туры проводятся более чем в 50 городах по всему миру.
Раньше российский отборочный тур этого престижного конкурса проходил только в Москве, и молодые исполнители Сибири и Дальнего Востока не могли принять участие. Теперь для многих мечта станет ближе. Испытания назначены на 2 июня.
Это отборочный тур, так можно сказать, проходит во всем мире. В нем участвуют до 3-х тысяч молодых певцов. До Вены доходит 150. Это значит, у нас будет 20-25 певцов. И только 5 певцов получат путевку в Вену, - говорит главный дирижер Иркутского губернаторского симфонического оркестра Илмар Лапиныш.
Конкурс был организован 30 лет тому назад Гансом Габором, основателем и бессменным до самой своей смерти художественным руководителем Венской камерной оперы. Воспитанник будапештской консерватории (среди его учителей З.Кодаи и Я.Ференчик). Г. Габор после войны перебрался в Вену, куда он прибыл только с небольшим рюкзаком за плечами, в котором было несколько оперных партитур, и 100 долларами в кармане. С самого начала своей артистической карьеры он уделял большое внимание поиску и развитию молодых певческих дарований. Многие певцы начинали свою карьеру в Венской камерной опере. Логично, что усилия Габора в этом направлении привели к созданию вокального конкурса нового типа, где участники имели бы возможность общения с театральными агентами и представителями театров.
Конкурс «Бельведер» сегодня - это не имеющая аналогов биржа оперных певцов, своего рода певческий «Уолл-стрит». Здесь, как на олимпийских играх, важна не столько победа, сколько участие. И при этом среди участников прошлых лет много тех, кто ныне украшает крупнейшие оперные сцены мира. С 1988 года конкурс проводится также и по разделу оперетты. В первые годы существования конкурса певцы из бывшего СССР участия в нем не принимали.
В Министерстве культуры СССР этот конкурс считали непрестижным. Суммы выигрышей здесь значительно ниже, чем во многих других международных конкурсах, а о возможностях осуществления международной карьеры в то время и думать было нельзя. Возможно также играло роль то обстоятельство, что члены жюри не получают никакого вознаграждения, даже суточных, что было немаловажно для лиц, в чьих руках находились международные конкурсы в советское время. Автору этих срок понадобилось три года непрерывных обращений к руководству Министерства, прежде чем удалось доказать целесообразность участия отечественных певцов в «Бельведере». Наконец в 1990 году удалось преодолеть упорство бюрократического аппарата. Было принято соответствующее решение и даже выделены некоторые деньги на поездку отечественных певцов. С тех пор россияне участвую в конкурсе постоянно. Сначала это были только оперные певцы, но в последние годы и артисты оперетты тоже. Редкий финал (в том числе и финал конкурса оперетты) проходит без их участия. Часто отечественные исполнители становятся лауреатами, в том числе и первых премий (увы, пока не по разделу оперетты). Надо упомянуть, что помимо трех основных премий на «Бельведере» существует несколько десятков дополнительных, учрежденных различными театрами, фондами, агентствами и т.п. Теперь есть даже «Премия Москвы» и премия театра «Геликон». С середины девяностых конкурс стал проводить квалификационные туры во многих городах мира, включая Москву. Последние несколько лет в жюри конкурса в Вене входит художественный руководитель театра «Геликон-опера» Д.А. Бертман. За годы своего существования «Бельведер» проводился в разных венских зданиях, включая императорский театр в Шëнбрунне и Музей табака (!). В настоящее время первые туры проходят в Венской камерной опере, а финал - в роскошном зале Венской ратуши. После кончины Ганса Габора конкурсу было дано его имя. Надо отметить, что на конкурсе «Бельведер» очень приветствуется актерская сторона исполнения, правда, только в том случае, если сценический рисунок соответствует содержанию исполняемой арии или отрывка.