Примерное время чтения: 9 минут
3571

Скульптор Наталья Бакут: При создании памятника Бабру я позволила себе две вольности

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

Продолжая дело великого Фаберже

Наталья Бакут – скульптор по образованию и призванию. Лепить ей нравилось с детства. Благо, мама не препятствовала творческому развитию ребенка. В семье Натальи вообще принято поддерживать детей во всех их начинаниях: ее сын – талантливый физик – сейчас живет и работает в Германии.

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

Наталья Бакут пробовала заниматься и другими видами искусства. Не все получалось одинаково хорошо. К примеру, с деревом, по словам скульптора, ей подружиться не удалось. В 2000 году Наталья решила попробовать себя в глиптике – искусстве резьбы по твердым видам камня (нефрит, хрусталь, агат).

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

В императорской России главная камнерезная мастерская принадлежала Фаберже. В советское время мастерская была закрыта, потому что статуэтки из редких и дорогих пород камня стали считаться излишней роскошью, навыки камнерезного искусства на долгие годы были утеряны. Стоящие мастера появились в России только в 90-е годы 20 века.

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

Наталья с супругом в 2000 году открыли свою камнерезную мастерскую в Иркутске, набрали учеников и вместе с ними стали изучать сложное ювелирное мастерство.

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН
Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

Сказать прямо, глиптика – дело не из легких, потому что это не только художественная обработка камней для ювелирных украшений, но и изготовление статуэток. При работе на станке, мастеру приходится держать на весу кусок камня, достигающий нескольких килограммов! Поэтому, как правило, изделия из твердого камня делают не больше 20 см в высоту.

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

Эту фигурку Наталья и ее ученик Павел делают по заказу Иволгинского дацана. Отступать от канона нельзя, поэтому выверяют каждый миллиметр.

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

Сначала статуэтку делают из глины, потом точно такую же из камня.

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН
Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

«Камень меня привлек тем, что в отличие от бронзы, скажем, у него есть цвет, с которым можно играть, энергетика у камня особая.», – утверждает Наталья. Работы из камня Натальи Бакут покупают коллекционеры со всего мира. Фонд Фаберже, который ищет и поощряет продолжателей дела великого ювелира, многократно отмечал работы иркутского мастера.

Фото из архива Натальи Бакут
Фото из архива Натальи Бакут

«Больше всего я люблю изображать людей. Это интересно. А животных я просто люблю. Вырезать животных из камня – это так, расслабиться».

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

Символ Иркутска

Идея сделать памятник Бабру – мифического существа с герба Иркутска – возникла у Натальи Бакут около 7 лет назад. Пришлось изучить историю герба, посмотреть каким бабр был в разные времена. Самая первая модель бабра Натальи Бакут была копией животного с первого герба Иркутска – тигром с полосками и длинным хвостом. «Но я чувствовала, что не это символ современного Иркутска», – говорит Наталья. Скульптору пришлось продолжить поиски.

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

Было решено попробовать сделать нынешнего, нереального бабра с мощными лапами и перепонками между пальцев, большим, приподнятым хвостом. Величавый, грозный, но с большими добрыми глазами – вот он – настоящий символ и охранник города, решила Наталья.

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

Долгое время макет пылился в мастерской скульптора. Весной 2011 года администрация города наконец объявила конкурс проектов памятника Бабру среди скульпторов. Место установки – на усмотрение скульптора. Архитектор Ольга Смирнова разработала проект, согласно которому памятник должны были установить на пересечении улиц Степана Разина и Чкалова, вместо конструкции с надписью «Кировский район». Здесь, по мнению Натальи, ему самое место: «Он бы встречал гостей Иркутска и иркутян прямо на въезде в центр города. Это было бы логично».

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН
Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН
Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

О победе макета памятника Натальи стало известно осенью 2011 года. Властями была поставлена задача – сдать работу через год, к юбилею области. Ближайшая от Иркутска литейная мастерская находится в Улан-Удэ, поэтому работа над памятником шла в двух городах. Завершающей стадией работы в мастерской Натальи Бакут было создание метрового макета Бабра из пластилина. С этой заготовкой Наталья и отправилась в Улан-Удэ. А перед отъездом ей сообщили, что архитектурный проект Ольги Смирновой все же не утвержден, и Бабр будет установлен в 130-ом квартале.

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

Понадобилось 3 месяца, чтобы полностью сделать памятник. Сперва пономасштабную модель памятника изготавливают из глины, на модель Бабра ушло 5 тонн глины высшего качества, которую привезли из Санкт-Петербурга. С глиняной модели делают резиновый слепок. Затем с помощью этого слепка делают восковую модель на каркасе. И только с помощью восковой модели уже появляется бронзовый памятник. «При создания памятника, я допустила две вольности. Во-первых, я убрала перепонки между пальцев. Во-вторых, я сделала соболя в зубах Бабра живым. В описании герба не прописано живой он или мертвый, и я подумала, зачем нам тушка мертвого животного в центре города», – рассказывает Наталья.



В Иркутск Бабр прибыл без головы и хвоста – их везли отдельно. Поэтому вместе со скульптором и памятником в Иркутск приехали улан-удэнские мастера, которые помогали собирать Бабра.

Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

На данный момент памятник Бабру – самая крупная и самая запоминающаяся работа скульптора. Вероятность того, что когда-нибудь еще удастся выполнить подобным проект, очень мала. «Мне кажется, что в Иркутске мало парковых скульптур. Очень нравится мне котик в сквере на улице Горького и памятник геодезистам на Нижней Набережной. Когда-то у нас была задумка предложить всем скульпторам города создать памятник тому, с чем у него ассоциируется Иркутск. Надеюсь, когда-нибудь нам удастся осуществить эту идею.»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (12)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах