Иркутск, 25 октября – АиФ-ВС. Бурное столкновение разных точек зрения произошло и на открытом заседании комиссии по культурной политике Общественной палаты города Иркутска.
Мысль превратить рабочее совещание в публичную дискуссию пришла в голову предводителю молодых учёных Алексею Петрову, недавно возглавившему данную организацию. Но, несмотря на зашкаливавшую эмоциональность, экспертам всё же удалось поставить отрасли «диагноз» и наметить методы лечения.
От сохранения - к продвижению
Печально, но факт: культура давно финансируется по остаточному принципу. Так, более 80% суммы, предусмотренной по профильной программе до 2017 года, идёт на поддержку муниципальных учреждений. Среди них - 14 «творческих» школ, 29 библиотек, театр народной драмы, ансамбль «Солнышко», досуговый центр «Любимовка», музей истории города и другие. Кроме того, 13% приходится на долю МАУ «Праздник» и лишь 3% - на развитие как таковое. К примеру, в следующем году впервые (!) будут заложены деньги на курсы повышения квалификации для библиотекарей и музейных сотрудников.
- Складывается впечатление, что главная задача городских властей - чтобы никто не замёрз. Речь об обеспечении бесперебойной деятельности учреждений культуры: свет, тепло, зарплата. А вот энтузиасты стремятся сделать жизнь иркутян шире в культурном смысле. Нам важно понять идеал, к чему стремиться, - задал тон беседы Алексей Петров.
И уже с первого вопроса в рядах интеллигенции начались разногласия, которые вылились в перебивания друг друга и повышение голоса. К примеру, издатель журнала «Иркутские кулуары» Андрей Фомин уверен, что в гуманитарной сфере единой цели быть не может (последний раз её официально утверждал XXV съезд КПСС), она расплывчата. Однако бизнесвумен Галина Константиниди смогла конкретно сформулировать глобальную задачу: надо создать атмосферу, комфортную для обладателей креативных мозгов, и развивать в каждом творческую инициативу.
Оказывается, в Иркутске ежедневно происходит масса интереснейших событий, о которых, увы, даже журналисты не догадываются. А если и знают, так «их туда с трудом заманишь», как пожаловалась директор городской Централизованной библиотечной системы (ЦБС) Наталья Кустова:
- У нас ведь 112 клубов, в том числе лекторий и уникальная литературно-музыкальная гостиная, а на сайте размещено множество познавательных краеведческих материалов.
В частности, ежегодно издаётся календарь знаменательных и памятных дат «Иркутский хронограф», из которого жители областного центра могут, к примеру, почерпнуть информацию о происхождении названия своего микрорайона или о том, что много десятилетий назад произошло в тот или иной день. Так, 4 ноября исполняется 35 лет с момента установки памятника Юрию Гагарину на одноимённом бульваре. В том же году на территории Лисихинского кладбища появился мемориал в память о воинах Великой Отечественной войны, погибших от ран в госпиталях Иркутска, а ещё - открылась школа искусств, в которой учился Денис Мацуев.
- И это всего один день из нашей истории! - поразился модератор круглого стола. - Вы делаете кропотливую, очень важную работу, но о ней знают «полтора человека». Надо как-то замотивировать горожан, чтобы они хотя бы зашли на сайт ЦБС. Вообще, беда наших чудесных библиотек, да и других учреждений культуры в том, что они не умеют создавать информационные поводы, которые бы могли привлечь общественное внимание.
Известный иркутский кавээнщик и руководитель креативного отдела творческого объединения «Событие» Юрий Яшников причиной подобного информационного затишья назвал «звездняк», которым больна наша богема.
- Культура оплачивается, как правило, не очень - чего лукавить. Поэтому люди, которые остаются в данной сфере и не уходят в бизнес, трудятся отнюдь не ради денег. И все они уверены в том, что занимаются крайне важными делами, в которые не стоит посвящать окружающих. Те же библиотекари уверены: в их «храмах знаний» есть всё, что нужно молодёжи - значит, те должны в очередь к ним выстраиваться. Не спорю, только надо это самим ребятам объяснять. А вы пока больше времени тратите на сохранение того, что имеете, а не на продвижение, - обратился молодой человек к «старшим товарищам».
Что бы ещё увековечить?
В тени нынче - и масса «нераскрученных» талантов. Кто бы мог подумать, что в городе с населением 600 тыс. человек насчитывается почти 300 рок-групп, которым приходится репетировать в подвалах, а в итоге даже показать себя негде - в областном центре нет постоянно действующей фестивальной площадки. Там, кстати, могли бы выступать и детские цирковые коллективы - их у нас три. В числе тех, кто не может найти себе «пристанище» в культурной столице региона, оказались и кавээнщики.
- Обычно мы играем в одном из иркутских вузов, а нужна независимая площадка, например Дворец молодёжи, - посетовал Юрий Яшников. - При этом Иркутск - одна из столиц КВН в стране. В этом году впервые за всю историю клуба две наши команды в Высшей лиге играли, а «Раисы» прошли в финал!
Большие сложности возникают и у местных музыкантов, чьи песни не берётся крутить ни одна радиостанция, разве что по блату, да и у скульпторов, которых на тендерах постоянно теснят москвичи, так что десятки ребят с высшим художественным образованием вынуждены долбить портреты на памятниках вместо того, чтобы участвовать в крупных перспективных проектах. Журналист Артём Световостоков предположил, что ставку на новичков бюрократия не делает, дабы подстраховаться от неудачного выбора - куда надёжнее «эксплуатировать» имена проверенных великих личностей типа Распутина или Вампилова.
Тем не менее культурная жизнь в городе кипит. И в обществе, по словам популярного иркутского блогера Сергея Шмидта, стремительно нарастает прослойка людей (их эксперт назвал наиболее капризной частью «говорящего» класса), недовольных сложившейся ситуацией. Они сравнивают, «что есть», не с тем, «что было 15 лет назад», а с тем, что происходит в других городах и за рубежом.
- Вместе с тем нынешний вектор развития иркутской культуры повёрнут в прошлое и направлен на закрепление памяти о нём. Мы всё время ищем, что бы ещё увековечить, кому бы поставить памятник, то и дело всплывают у нас никому неизвестные кладбища, а город постепенно превращается в сплошную мемориальную доску, - констатировал Сергей Шмидт. - На мой взгляд, надо разворачиваться в другом направлении. Конечно, у нас никогда не хватит ресурсов, чтобы устраивать мероприятия для деятелей культуры «высшей лиги», привлекать сюда звёзд мегауровня. Давайте лучше подумаем о том, чтобы позиционировать Иркутск как стартовый город, своего рода Байканур для ставших известных на весь мир творцов (взять хотя бы Даши Намдакова). С помощью экспертов мы можем выявлять молодых и перспективных по всей стране и привлекать сюда.
Впрочем, идея смотреть на Запад пришлась по душе далеко не всем. Так, председатель совета фонда «Наследие иркутских меценатов» Марина Кондрашова верит в особый путь столицы Восточной Сибири, который связан в том числе с переосмыслением собственной истории и с пониманием базовых ценностей, которые помогут иркутянам полюбить свою родину. Велика здесь и роль СМИ, которые, на её взгляд, должны создавать позитивный облик города, а не «выпячивать» шокирующие новости и скандалы.
Комментарий
Светлана Соковнина, директор Иркутского областного колледжа культуры:
- Конкурс у нас существует на все специальности – по несколько человек на место. Молодёжь идёт, специалисты востребованы. Проблема в другом, она на уровне муниципальных образований. Представьте, приехал абитуриент в Иркутск из сельской местности (а таких 70%), проучился четыре года и вернулся работать к себе на малую родину. Мы ему тут про Интернет-технологии рассказывали, показывали современное оборудование, а в глубинке даже связи сотовой нет, материально-техническое состояние клубов и дворцов культуры в большинстве случаев плачевное, да и зарплаты мизерные. Поработают они в таких условиях год-два, и всё. Вот, не так давно выпустился у нас замечательный мальчик, баянист от Бога, неимоверный талантище! Приехал домой, потрудился по специальности три месяца и ушёл на железную дорогу, потому что не мог уже больше на шее у родителей сидеть. Пока в сфере культуры не будут приняты такие же масштабные и комплексные государственные программы, как в здравоохранении или образовании, ситуация в лучшую сторону не изменится. Сейчас молодой врач приезжает в посёлок, так ему сразу и жильё дают, и подъёмные. Только работай – и у тебя всё будет. Хотелось бы, чтобы и к нашим выпускникам было такое же отношение.
Теперь что касается города Иркутска. Беда областного центра в том, что «нет пророка своём Отечестве». У нас почему-то не доверяют местным режиссёрам, которые способны создавать замечательные шоу-программы – лучше уж пригласить для этого какую-нибудь звезду, заплатив ей баснословный гонорар. Парадоксальная ситуация! Не замечают у нас и молодых талантов, будь то музыканты, художники, хореографы, постановщики театральных представлений. И пусть в первый раз у них что-то не получится, шанс-то надо дать. Ну, не оправдают надежд одни, на их место придут другие, полные идей и энергии. Не может творческая личность жить без общественного признания, без массовых мероприятий, выставок, концертов. Если нет этой отдачи, нет подпитки, уйдёт человек из профессии. Взять, к примеру, Дениса Мацуева, который сегодня олицетворяет творческий бренд Иркутской области. Ведь пока на него не обратили внимания ТАМ, здесь о нём не заговорили. У нас масса одарённых ребятишек, которых в Иркутске просто не замечают, не видят, зато на международных фестивалях они берут призовые места.
Тем не менее, наши выпускники сейчас удачно устроены по всей области. Среди них – сотрудники отделов культуры в местных администрациях, руководители ДК (в том числе модельных) и народных коллективов, педагоги в школах искусств. Многие успешно организовали собственные праздничные агентства.
Кстати:
Недавно в Иркутске состоялась общественная дискуссия «Культурный бренд: что скажут иркутяне?». По итогам обсуждения эксперты сформулировали плюсы и минусы нашего города как культурного центра.
Плюсы:
Иркутск – университетский город
Театральный город
Один из лучших в стране художественный музей
Наличие множества музеев
Быстрое развитие культурной жизни
Литературная жизнь
Центр академической науки
Наличие исторических памятников
Развитая торговая сеть
Развитая система информации
Наличие памятников архитектуры
Хорошее театральное училище
Творческие люди в разных сферах
Небольшой слой меценатов
Компактный город
Новые памятники (за последние два года их появилось несколько)
«130 квартал» как явление
Город ссыльных, декабристов, писателей, ставших достоянием России
Иркутск - середина Земли
Почти Европа
Много церквей
Стык русской и бурятской культуры
Большая студенческая среда
Богатая история
Минусы:
Состояние памятников культуры
Нет системного начала в культурной политике
Нет музея современного искусства
Низкая культура поведения
Резкое отличие районов частной застройки
Отсутствие внимания к ритуальным проблемам
Как правило, невысокий уровень начальства от культуры
Не продумана система организации туристического бизнеса
Отсутствие архитектурных ансамблей («130 квартал», скорее, как исключение)
Город потерял столичный статус Сибири
Низкий уровень сувенирной продукции
Возможность проведения концерта группы «Бутырки» в филармонии
Незнание истории родного города
Нехватка концертных залов
Нет того, вокруг чего можно объединиться
Нехватка вуза культуры
Ничего никому не нужно!
Власть вспоминает о культуре только перед выборами
Школа культуре не учит!!!
Мало конкуренции, её нет вовсе!
Город падающих самолётов
В музеи не ходит молодёжь, и это плохо
В городе нет такого, с чем можно ассоциировать, кроме Байкала
Убогость местных музеев
Скромность туристических маршрутов