Иркутск, 3 апреля. АиФ-ВС. Приговор по делу «молоточников» Ануфриева и Лыткина судья зачитывал полчаса. Все это время пострадавшая Нина Викторовна мужественно стояла, опираясь на ограждение. Вечером 27 февраля 2011 года 65-летняя пенсионерка возвращалась домой, когда сзади на нее напал неизвестный и стал наносить удары тупым предметом. От смерти женщину спас прохожий, который спугнул преступника. «После меня они еще двоих убили, потом им пришел конец», – расскажет она после заседания.
Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН |
Сам Ануфриев как будто и не ожидал такого наказания. Когда судья объявил ему пожизненное лишение свободы, Ануфриев сел на скамью и закрыл лицо руками. Так и просидел до конца заседания, не отреагировал даже на просьбу судьи встать. «А что ж он, ожидал, что его оправдают?» – говорили потом потерпевшие журналистам.
Артем Ануфриев/Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН |
Никиту Лыткина приговорили к 24 годам лишения свободы, из которых пять лет он проведет в тюрьме, остальные – в исправительной колонии строгого режима. От пожизненного заключения его спасло сотрудничество со следствием и то, что на момент совершения шести убийств, девяти покушений на убийство и издевательства над живыми людьми и человеческими трупами ему было 17 лет. Кроме того, суд удовлетворил гражданские иски потерпевших – Ануфриев и Лыткин выплатят своим жертвам 3 миллиона рублей за причиненный моральный ущерб.
Сын умер у меня на глазах
Следствию удалось доказать, что преступления Ануфриев и Лыткин начали совершать в ноябре 2010 года. За две недели они напали на нескольких женщин, избили их, у одной отобрали сумку. 1 декабря 2010 года их жертвой стал 12-летний Даниил Семенов. На заседании суда 10 сентября 2012 года, мать Даниила рассказала суду, что мальчик пошел вечером на горку. Вслед за ним пошли его друзья. То есть всего несколько минут Даниил находился на улице один.
Пострадавшие Нина Викторовна и Светлана Семенова/Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН |
Когда друзья и младший брат обнаружили Даниила, он был еще жив. И когда на место происшествия прибыли родители, мальчик был еще жив. «Сын умер у меня на глазах», – говорит Светлана Семенова. Она – одна из немногих потерпевших, которая считает приговор Лыткину слишком мягким. «Он выйдет из тюрьмы, детей нарожает, будет жить. А наш – закопанный лежит! Нам теперь с этим просто доживать». Светлана уверена, что Лыткин, как и Ануфриев, заслуживает пожизненного заключения.
Нина Викторовна с ней не согласна. Она считает, что обжалование может только смягчить наказание. «Нам изначально говорили, что Лыткин получит 20 лет. Лыткин помогал следствию, поэтому Ануфриев получил пожизненное. Я когда в прениях выступала, я так и хотела. Какое может быть обжалование? Чтоб ему меньше дали? Это ерунда», – говорит пенсионерка.
Единственные друзья друг у друга
«По месту жительства и учебы, в том числе и классным руководителем, характеризуется положительно. На учете за правонарушения не состоял. В период обучения в школе поощрялся за успехи в учебе, участвовал в мероприятиях, занимался спортом», – говорит судья о Никите Лыткине перед тем, как зачитать приговор. У Ануфриева тоже положительные характеристики: до 7 класса учился хорошо, лидерские качества не проявлял, контролировался матерью, был обеспечен всем необходимым, не жил в трудных жизненных условиях.
Никита Лыткин/Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН |
Следователь по особо важным делам регионального следственного управления следственного комитета России Евгений Карчевский, который вел дело о «молоточниках» говорит, что оба парня по характеру слабые и необщительные. Они были единственными друзьями друг у друга, пока их не арестовали.
Следователь СУ СК РФ по Иркутской области Евгений Карчевский/Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН |
«В период следствия они давали нестабильные показания. По окончании следствия, Ануфриев отказался от всех ранее данных показаний. Ануфриев и Лыткин не собирались останавливаться на совершенных преступлениях. Они хотели расширить сеть своего влияния и вербовать единомышленников не только на территории Иркутской области, но и за ее пределами», – рассказывает следователь.
Первое экстремистское
Впервые в Иркутской области было заведено и доведено до обвинительного приговора дело о создании экстремистского сообщества. По версии следствия, Ануфриев и Лыткин убивали людей из ненависти к человечеству в целом, пропагандировали в социальных сетях жестокость, искали единомышленников. Всего жертвами «молоточников» стали 15 человек, среди которых беременная женщина, чудом оставшаяся в живых. По словам потерпевших, Лыткин в содеянном раскаивался. Ануфриев же на протяжении следствия всячески изворачивался, чем вызвал еще большее отвращение. «Это сломленные души, которых недовоспитали и недолюбили родители», – говорит Светлана Семенова.
На вопрос судьи к Ануфриеву, понятен ли ему приговор, подсудимый, не вставая бросил «да!». Когда судебное заседание закончилось, он встал и через решетку несколько раз с вызовом спросил следователя, доволен ли приговором он.
Государственный обвинитель Александр Шкинев и следователь Евгений Карчевский считают приговор справедливым. Карчевский уверен, что в отношении Лыткина жестче приговора быть не может. Напомним, что у сторон есть 10 дней на обжалование приговора.