Кстати | |
---|---|
Название «Таловка» в нашей стране оказалось весьма распространённым: деревни с таким названием есть не только в Приангарье, но и в Челябинской, Новосибирской и Барнаульской областях, соседних Бурятии и Красноярском крае. По одной из версий название деревни может происходить от не замерзающих зимой речек и ключей – талых. Есть версия, что название произошло от слова «тальник», так иначе называют иву. |
Ощущение остановившегося, замедленного времени не раз посещало нас в деревнях и посёлках Иркутской области, но самым сильным оно оказалось в Таловке. Маленькая бурятская деревенька, расположенная в 20 с небольшим километрах от Еланцов, примечательна своей нетронутой, сохранившейся стариной. Здесь, среди вросших в землю деревянных юрт и домовстариков, можно снимать исторические фильмы о жизни бурятского народа. Здесь ещё живут люди, не разучившиеся помнить свой род до седьмого колена и молиться духам этой земли.
…С проезжей части Таловка видна как на ладони - разморённая солнцем, ленивая и неспешная. На старом велосипеде мимо нас проплывает женщина в пёстром халате, две подруги присели побеседовать на крыльце магазина, дорогу переходит пыльный полосатый кот… Уже после, вернувшись в Иркутск, мы поняли, чем эта деревенька нам так понравилась: в людях, чьи давние предки поселились на этих землях, чувствуется уверенность и какая-то глубокая самодостаточность.
Спасительная мельница
Местный краевед Людмила ПЕРХАНОВА, рассказывает, что долгое время здешние буряты вели кочевой образ жизни, с потеплением уходили отсюда на пастбища-«летники», а возвращались в Таловку уже к зиме.
Виктория БУХАЕВА. Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ |
- Впрочем, когда-то деревня стояла в другом месте, - Людмила показывает рукой в поля, - сейчас от прежней Таловки остался только венец дома моего деда. Когда в стране шли война и репрессии, люди испугались и решили спрятать целую деревню. Так появилась вторая Таловка.
Вспоминаю, что на въезде мы видели белый монумент погибшим в Великой Отечественной войне. Список фамилий на нём не меньше, чем в любом другом сибирском посёлке.
Наша собеседница рассказывает о местной достопримечательности - расположенном рядом с деревней источнике, который бьёт прямо из камня. Когда-то возле него стояла старинная мельница. Оказывается, в военное время эта мельница спасла всю Таловку: чтобы выжить в голодные годы, дети искали на полях неубранные колоски, а старики мололи зерно и пекли хлеб. Долгое время на месте бывшей мельницы лежали жернова. Сейчас от спасительницы не осталось следа, только источник Тормэ-охан бьёт по-прежнему.
- Его название в переводе означает «мельничная вода», «камень с дырой», или, как это лучше сказать по-русски…. «весёлый, быстрый, дружный ручей», - наша собеседница не сразу подбирает слова, потому что основным языком здесь считается язык предков.
Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ |
Сегодня в Таловке живёт чуть больше сотни человек (по данным последней переписи, 107). Когда-то в деревне была собственная пилорама, но теперь, по словам местных, леса вокруг почти не осталось. Работают школа-сад, библиотека и фельдшерский пункт, действует клуб. Его заведующая Виктория БУХАЕВА рассказывает, что сейчас, как и века назад, местные жители существуют только за счёт скотоводства. Коров, курдючных овец, свиней или лошадей здесь держит каждая семья.
Юрта-восьмистенка
Наша героиня занимается тем, что создаёт своего рода летопись родной деревни. В одноэтажном деревянном клубе хранятся исписанные её рукой листы. Компьютеры в Таловке, наверное, можно перечесть на пальцах одной руки. Зато во дворе стоит старая бурятская юрта восемнадцатого века - деревянная, восьмистенная, наполовину вросшая в землю. Когда-то в ней жили прадед и прабабушка Виктории Павловны - Василий Бухаевич и Хубхан Матоевна. Наша собеседница рассказывает, что стоились такие юрты непременно из лиственницы, заготовленной строго в определённое время года - такой материал с каждым годом будет только набирать крепость. Историю своего рода женщина знает до седьмого колена - так учили предки.
Языком цифр | |
---|---|
52° северной широты и 106° восточной долготы - координаты деревни Таловка. Высота над уровнем моря - 684 метра. Расстояние до райцентра (Еланцов) - 22 километра 107 человек - население Таловки. |
В доме хранится альбом со старинными фотографиями - тоже своего рода летопись Таловки. Его создал дед нашей героини, Матвей Шипхинеев - бывший бригадир в местном колхозе. Рядом с его записями об урожаях и пятилетках - уже пожелтевшие от времени, но потрясающе выразительные снимки таловских трактористов и доярок.
Виктория Павловна угощает нас круглым белым домашним хлебом, ещё не успевшим остыть. Хоть здесь и есть два магазина, хлеб многие местные жители пекут сами. Почти в каждом дворе - своё молоко, сметана и масло.
В глаза бросается интересная особенность деревни: в Таловке живут очень просторно. Деревянные дома (очень много совсем небольших и в основном четырёхскатных - такие пришли на замену крытым дёрном юртам) стоят далеко друг от друга, у каждого хозяина забором из жердей отгорожен участок луга. Калиток, кстати, тоже почти нет: чтобы попасть за забор, нужно вытащить одну жердь и пролезть в образовавшееся отверстие. Таким образом мы с Викторией Павловной идём смотреть самые интересные дома: сначала перелазим через забор, а потом шагаем по высокой траве.
Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ |
Один из самых древних в Таловке - дом семьи Алагуевых. Его хозяйка Екатерина Афанасьевна, увлекавшаяся краеведением, была старейшим педагогом Ольхонского района, в её честь назван краеведческий музей в соседней деревне Тонта. В другом старинном доме, расположенном наподалёку, когда-то жила известная огородница Болдушка Марнуева.
Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ |
- В тридцатые годы она первой во всей деревне посадила на своём участке картошку, только никто не знал, как с ней обращаться, и вместо корнеплодов пробовали есть листья, - смеётся Виктория Павловна.
Она провожает нас до забора, и её тоненькая фигурка ещё долго мелькает среди высокой травы к деревянной юрте. Той самой, в которой выросли её предки.
Легенды о шаманах и сказителях
Неподалёку от деревни Таловка есть гора, с которой у местных жителей связана интересная легенда. По её сюжету, много лет назад известный в этих краях шаман Хэдэн-бабай захотел жениться на девушке с соседних земель (по словам историка-краеведа Людмилы Перхановой, предположительно, с территории современного Усть-Ордынского района). У красавицы был жених, и Хэдэн-бабай выкрал девушку прямо со свадьбы: перенёс её ветром, и на месте невесты в праздничной карете остался только головной убор. Правда, долго красавица не прожила: она так горевала, что испарилась, оставив на своём месте лужицу. А на горе сейчас бежит ручей, куда приходят поклониться Хэдэн-бабаю жители Таловки, причём мужчины и женщины обязательно должны быть на разных берегах.
Вторая легенда рассказывает о том, как иноземцы подвергали местных шаманов испытаниям, чтобы проверить их магические способности. Сначала им предложили разрушить одним взглядом груду камней, что легко смог сделать Хэдэн-бабай. Затем шамана заковали в железную бочку, которую кинули в костёр. Дым от костра, поднимаясь вверх, образовал в небе огромную фигуру бурятского богатыря. А когда костёр догорел, невредимый Хэдэн-бабай вышел из
бочки.
А в двадцатом веке в Таловке жил вполне реальный человек Алтай Урбанов. Старожилы вспоминают о нём как о сказителе и музыканте: даже в старости он собирал в своём доме людей, которые приходили слушать его рассказы и игру на народном инструменте морин-хур. Алтаю Урбанову приписывают не только феноменальную память, но и умение лечить людей заговорами и специальными обрядами.
Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ |