Примерное время чтения: 6 минут
377

Иркутская область располагает уникальными лесными ресурсами

Фото: Рослесозащита

Общая площадь лесного фонда Приангарья сегодня составляет порядка 69 миллионов гектаров - это 86% всей территории региона. У нас сосредоточено 12% общероссийских запасов древесины, а доля особо ценных хвойных пород, таких как сосна и кедр, значительна даже в масштабах планеты.

Владение такими огромными природными богатствами даёт не только серьёзные экономические преимущества, но и обязывает хранить и защищать «зелёные лёгкие» региона. Определить санитарное состояние деревьев, вовремя выявить новые очаги распространения вредителей, а затем предложить меры по борьбе с ними - вот круг задач лесопатологов Центра защиты леса Иркутской области, филиала ФБУ «Рослесозащита». Работа эта сложная и ответственная. По аналогии с медициной за специалистами этой профессии уже давно закрепилось второе название - «лесные доктора».

Не патологоанатомы, а терапевты

- Причём лесопатолог выступает отнюдь не «патологоанатомом», который фиксирует гибель лесных насаждений, устанавливает её причину и называет площадь поражения вредителями, - подчёркивает директор Центра защиты леса Иркутской области, кандидат сельскохозяйственных наук Юрий МИХАЙЛОВ. - Лесопатолог выполняет роль «терапевта», перед которым стоит задача не только своевременно обнаружить очаг, изучить его, но, главное, правильно поставить диагноз болезни, прописать рецепт для лечения, проконтролировать ход лечения и полученный результат.

Так что ответственность на лесного доктора ложится немалая, поэтому перед началом каждого полевого сезона он обязательно сдаёт строгий практический экзамен, чтобы подтвердить свою квалификацию и получить допуск к ведению работ: профессионалам, работающим давно, необходимо восстановить подзабытые навыки, а новичкам - набить руку на оценке состояния деревьев и поиске вредителей.

В Центре защиты леса Иркутской области работает 35 лесопатологов. В течение вегетационного периода они обязаны проверить все лесные угодья региона, посмотреть, всё ли там в порядке. Для этих целей в разных районах области оборудованы около тысячи специальных наблюдательных пунктов. Бывает, в поля приходится выезжать и чаще - если, например, случился пожар или в лесу обнаружен вредитель. В этом случае на место ЧП срочно отправляют группу из 5-7 человек. Уровню оснащения команды можно позавидовать. Добираются в лес специалисты на современной технике - автомобилях, вездеходах, маломерных речных судах, при острой необходимости может быть арендован вертолёт. Весьма востребован и «дедовский транспорт» - кони. Все лесопатологи Центра имеют при себе современное оборудование, в том числе GPS-навигаторы, спутниковые телефоны, а также карманные персональные компьютеры. При обследовании они заносят всю необходимую информацию в компьютер прямо в лесу, а потом, по возвращении в город, анализируют её.

Космомониторинг в помощь

Кстати
Лесопатолог выполняет роль «терапевта», перед которым стоит задача правильно поставить диагноз дереву, прописать рецепт для его лечения и проконтролировать полученный результат.

С 2011 года в помощь лесопатологам подключились космические технологии. До этого основными методами работы специалистов были регулярные наземные наблюдения и экспедиционные обследования. Сейчас в Центре открыт новый отдел ГИС-технологий, который занимается космическим мониторингом и ранним выявлением очагов поражения лесов насекомыми. Иркутская область стала одним из трёх регионов, где стартовал пилотный проект Рослесхоза и Роскосмоса.

Современные технологии позволяют с помощью полученных из космоса данных отслеживать не только лесные пожары, но и вредителей. Обладая такой информацией, можно своевременно провести наземное обследование и защитные мероприятия до того, как вредители размножатся и начнут повреждать соседние здоровые насаждения. Кроме того, космический мониторинг значительно увеличивает скорость работ и снижает число пропущенных, незамеченных участков гибнущих лесов.

Фото: Рослесозащита

- Однако, несмотря на все технологии, ручной труд никто не отменял, - подчёркивает Юрий Зиновьевич. - Собрать, провести подсчёт и обследовать гусениц по космоснимку, к сожалению, невозможно.

После проведения этих работ и определения степени повреждения деревьев назначаются необходимые санитарно-оздоровительные мероприятия, - рассказывает Юрий Зиновьевич, - которые включают в себя выборочные санитарные рубки, уборку захламлённостей, выкладку ловчих деревьев.

Если очаг бушует на территории арендованных лесов, приходится активно работать с арендатором. Важно убедить его не экономить деньги, а принимать меры для борьбы с вредителями, ведь в перспективе, если очаг начнёт расти, лесозаготовитель может потерять значительно больше.

Аналогичная ситуация с участками леса, не переданными в аренду. Здесь решение о проведении санитарно-оздоровительных мероприятий принимает Агентство лесного хозяйства Иркутской области.

Основной вредитель наших лесов - сибирский шелкопряд. В народе его неспроста окрестили серым пожаром: гусеницы полностью объедают листву хвойных деревьев. Одна взрослая гусеница (а их обитает на дереве до трёх тысяч) может уничтожить до 70 хвоинок в день. Юрий Михайлов показывает цветной снимок лесных угодий, на котором резко выделяется большой участок высохших, словно покрытых густым серым пеплом деревьев. К сожалению, их уже не спасти. Исторически излюбленными шелкопрядом районами являются Слюдянский, Шелеховский, Усольский, Заларинский, Тайшетский, Нижнеудинский и Тулунский. Они относятся к зоне сильной лесопатологической угрозы.

 

Фото: Рослесозащита

Семена с лучшей наследственностью

Ещё одно, не менее важное направление деятельности Центра - лесное семеноводство. С начала года на Иркутской лесосеменной станции уже исследовано 420 проб - это более 9 тысяч тонн семян сосны, кедра и лиственницы. На апробированный семенной материал, поступающий в лабораторию из всех лесных хозяйств Иркутской области, выписывается удостоверение, подтверждающее посевные качества семян. Без этого документа ни один арендатор не имеет права заниматься лесовосстановительными работами.

- Кроме того, мы создаём «кладовые» качественного леса, дающие семена с лучшими наследственными свойствами, - рассказывает заместитель начальника Иркутской лесосеменной станции Татьяна ЧЕРНЯК. - Несколько десятилетий назад в Приангарье были заложены маточные плантации - с клонами так называемых плюсовых деревьев. Отбирались самые сильные, здоровые кедры и лиственницы, их побеги прививались саженцам, которые становились клонами лучших в лесу деревьев.

Областные архивы клонов и лесосеменные плантации занимают сегодня порядка 600 гектаров и являются частью единого генетико-селекционного комплекса России.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах