Примерное время чтения: 7 минут
228

Владимир Букин. Времена «пожарников» - в прошломОднако на смену одним бандитам приходят другие

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. "АиФ - В Восточной Сибири" 10/02/2010

Подсудимые держала в страхе жителей области около 10 лет, на их счету десятки особо тяжких преступлений - нападения на предпринимателей, убийства, грабежи, вымогательства, незаконная торговля нефтепродуктами, хранение оружия.

В Иркутской области это первый приговор, вынесенный по ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»). Судебное слушание по данному делу длилось четыре с половиной года. Чтобы зачитать 1500 страниц приговора, ушло 2 недели. Но это того стоило: главаря банды Алексея Бердуто приговорили к пожизненному заключению, ещё пятерым преступникам дали длительные сроки лишения свободы - от 12 до 22 лет. Всего же, по мнению оперативников, в группировку входило около 40 человек. Двое не дожили до суда (один покончил с собой в СИЗО, второй был убит в перестрелке). Четверо предполагаемых участников банды сейчас находятся в федеральном розыске. Остальных не удалось привлечь к уголовной ответственности за неимением доказательств их причастности к преступной деятельности.

Корреспондент «АиФ в ВС» встретилась с первым заместителем руководителя следственного управления следственного комитета при прокуратуре Иркутской области Владимиром Букиным, чтобы выяснить подробности этого дела.

Больших денег «пехота» не видела

«АиФ»: - Владимир Викторович, как создавалась банда «пожарников»? Сколько членов в неё входило, как между ними были распределены роли и обязанности?

В.Б.: - В 1993-1994 годах в Ангарске была создана организованная преступная группа под руководством Алексея Бердуто. В 2000 году она преобразовалась в банду из 7-8 человек, которые в основном совершали преступления, направленные на раздел сфер влияния в Ангарске и Иркутске. Преступники именовали себя «пожарниками», поскольку тренировались вместе в спортзале пожарной части Ангарска. Позднее Бердуто сблизился с криминальным братским авторитетом Гамерником, ныне покойным - он был убит в Москве в 2003 году. С того момента банда превратилась в организованное преступное сообщество и стала действовать в основном по заказу. В группировке появились новые люди, стало больше автомашин, гаражей, оружия. Организация преступлений Бердуто носила уже профессиональный характер, более тщательной стала слежка - с применением спецтехники, также усилилась конспирация - телефоны, автомашины, гаражи, квартиры приобретались и арендовались на подставные фамилии. Группировка поднялась на новый уровень в криминальных кругах, так как братского преступного лидера в Иркутске и Ангарске знали, боялись и уважали как представителя криминальной элиты.

Внутри преступного сообщества существовала определённая иерархия. Гамерник и Бердуто стояли примерно на одной планке, их указания выполнялись членами банды неукоснительно. Бердуто - своеобразный человек, он легко устанавливает контакт с людьми. Хороший психолог - это единственное, что можно сказать о нём, используя эпитет «хороший». Во всём остальном он жадный, очень мстительный, дерзкий. Зная характер главаря, члены группы даже не помышляли о выходе из банды, это было чревато расправой.

«АиФ»: - Как вы считаете, что побудило молодых мужчин примкнуть к преступной группе?

В.Б.: - Лёгкие деньги. Когда они вместе занимались спортом, то были простыми парнями. Бердуто заражал их идеей, и они шли за ним. Но в реальности больших денег рядовые исполнители преступлений не видели. Они получали сумму, которой хватало только на период реабилитации - отдохнуть на турбазе, купить продукты, что-то в семью.

«АиФ»: - Какие основные этапы преступных похождений банды вы могли бы выделить?

В.Б.: - На начальном этапе «пожарники» занимались хищением нефтепродуктов и металла с Ангарской нефтехимической компании. Они оказывали давление на работников предприятия, искали среди них пособников для совершения преступлений. Тех, кто отказывался или не соглашался с их условиями и требованиями, жестоко наказывали - поджидали в подъезде или около дома и избивали металлической арматурой. Многие из потерпевших сейчас инвалиды. Такая же участь ждала и бизнесменов, которые отказывались от услуг «крышевания» со стороны группировки. Всего на счету ОПС 22 преступных эпизода, среди которых 7 убийств и покушений. Так, в 2000 году из-за дележа сфер влияния «пожарники» убили ангарского преступного авторитета Коковина. Следующим стал иркутский криминальный лидер Новиков - его расстреляли прямо в офисе. А в мае 2003 года оперативники нашли убитым на крыльце своего подъезда крупного предпринимателя, владельца рынков «Юбилейный» и «Южный» в Иркутске Алексеева. Ранее он тоже относился к криминалитету, но потом «отошёл» и занялся бизнесом. «Пожарники» предложили ему «поделиться», но предприниматель отказался. За ним долгое время велась слежка, однако Алексеев постоянно ходил с ребёнком. Киллеры дождались, когда он будет один, и осуществили задуманное.

Раскаялся только один

«АиФ»: - Что помешало правоохранительным органам выйти на след преступников в самом начале их похождений: сверхсекретность и жёсткая иерархия внутри банды, тщательная организация преступлений? Или у бандитов были «свои люди» на АНХК, а также в милиции?

В.Б.: - Все преступления, которые совершаются в отношении криминальных авторитетов, тяжело раскрываются, поскольку потерпевшая сторона, как правило, не даёт показаний, не озвучивает мотив преступления. Поэтому следствие часто заходило в тупик.

«АиФ»: - На чём все-таки прогорели «пожарники»? Кому или чему они обязаны своим разоблачением?

В.Б.: - В июне 2003 года членами ОПС планировалось убийство иркутского бизнесмена Кирса. Преступников задержали около его дома. В сумке у них нашли автомат Калашникова, гранату и револьвер. Благодаря грамотной работе сотрудников УБОП, удалось выйти на след группировки.

«АиФ»: - С какими трудностями столкнулась следственная группа, какие, может быть, нестандартные следственные мероприятия пришлось применить, чтобы доказать вину «пожарников» в суде?

В.Б.: - Сложность была в том, что обвинение всем членам ОПС строилась на основе показаний лишь одного обвиняемого - Громова. Он занимал низшую ступень в иерархии группировки, поэтому многого не знал. Он рассказал следствию только о тех преступлениях, в которых участвовал сам. Естественно, в адрес Громова поступали угрозы, поэтому нам пришлось применить программу «Защита участника уголовного судопроизводств». В целях безопасности его вывозили в другие учреждения, в суде он сидел отдельно.

«АиФ»: - Владимир Викторович, вы лично участвовали в раскрытии самых резонансных преступлений, изобличали организованные преступные группы. На какое место в этом антирейтинге можете поставить банду Бердуто? Можно ли надеяться, что времена подобных им уходят в историю?

В.Б.: - На моей практике не было группировок с таким огромным арсеналом оружия. Время этой банды ушло точно! Убийств стало намного меньше, поэтому сейчас у нас есть больше времени для раскрытия преступлений прошлых лет. Однако сегодня есть группировки ещё серьёзнее по размаху. Они воюют, в основном между собой, либо занимаются разбоями, угонами машин, хищением нефтепродуктов.

Кстати:

Для эффективного функционирования деятельности лидеры ОПС разработали меры конспирации: неукоснительное соблюдение дисциплины, частая смена автомашин и регистрационных номеров, изменение внешнего вида, смена номеров мобильных телефонов, съём в аренду квартир и гаражей через подставных лиц или на чужие документы. В противодействие прослушивающим устройствам обсуждение планов сообщества производилось преимущественно на улице, в квартире - только при включённых теле-, аудиоприборах; профессиональная юридическая защита - от правоохранительных органов. Члены преступной организации не сообщали родственникам об источниках своих доходов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах