Примерное время чтения: 8 минут
757

Чем богаты? Как Приангарье продвигает себя за границей региона

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. «АиФ в Восточной Сибири» 16/11/2016
Продукты, которые производят в Иркутской области, снискали славу экологически чистых.
Продукты, которые производят в Иркутской области, снискали славу экологически чистых. / Артем Илошваи / АиФ

В этом году 22 предприятия Иркутской области стали лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России». «Золотой» логотип конкурса получили 13 товаров и услуг, «Серебряный» - 38.

А в пресс-центре «АиФ в ВС» предприниматели, чьи торговые марки хорошо знают не только жители региона, обсудили сложности продвижения местных брендов на российском и международном рынках. Могут ли региональные производства стать самостоятельными «китами», на которые будет опираться область?

По словам начальника отдела пищевой, перерабатывающей промышленности и сбыта продукции министерства сельского хозяйства Иркутской области Татьяны Алексеевой, среди иркутских компаний самыми«продвинутыми» на внешний рынок можно считать предприятия пищевой промышленности. Среди них: Иркутский масложиркомбинат, «Белореченское», Усольскийсвинокомплекс, «Саянский бройлер», «Ангария» и другие. География их поставок: Дальний Восток, Забайкальский край, Бурятия, Китай, Монголия, Белоруссия, Казахстан, Таиланд, Япония. В этом году заявлять о себе на международном рынке стали небольшие предприятия: к примеру, сельскохозяйственное ЗАО «Наследие» из Усольского района, которое выращивает зерновые, отправило в Китай около 5 тыс. тонн рапса. За рубежом популярностью пользуются наши дикоросы - черемша, папоротник, кедровый орех, лечебные травы. Иной раз спрос превышает предложение.

Крупные производители, торговые марки которых перешагнули границы области, есть не только в столице Приангарья. Ими славится в том числе и Ангарск:

- Наши предприятия производят много видов пищевой промышленности: хлебобулочные изделия, мясо, конфеты, зелень, овощи. Нехватки в «родных» производителях нет. Мы почти единственные в области, кто проводит городские ярмарки не за счёт участвующих в них предпринимателей, - говорит Наталья Тюменцева, начальник отдела потребительского рынка администрации Ангарского городского округа.

«Золотая жила»

Владислав Буханов, председатель комиссии Некоммерческого партнёрства «Союз предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности» и председатель совета директоров ООО «Саянский бройлер», считает, что для успешного продвижения брендов Приангарья нужно делать упор на развитие сельского хозяйства и кооперацию производителей:

- Нам не хватает посевных и пахотных площадей. Фермеры, к сожалению, пока не могут обеспечить наши макаронные фабрики и хлебозаводы нужным объёмом зерна. Год от года нефть дешевеет, а продукты питания дорожают, поэтому у пищевой промышленности очень большие перспективы. Наша задача - продавать не пшеницу или рапс, а готовые продукты из них. Но дальнейшую переработку сырья местными производителями, которая приводит к увеличению себестоимости, тормозит низкая покупательская способность населения. Сельхозпроизводители опасаются, что потребитель предпочтёт менее качественные, но дешёвые товары.

По словам Владислава Валерьевича, сотрудничество местных брендов между собой - обязательное условие успеха:

- Агрохолдинг работает с фермерами, которые поставляют нам 50% пшеницы для кормов. Ангарский мясокомбинат по нашей рецептуре делает колбасу. Работает некоммерческое партнёрство предпринимателей пищевой промышленности «Покупай местное»: фирменная сеть одного бренда знакомит покупателей с другими производителями области.

По мнению экспертов, «золотой жилой» для местных торговых марок могут стать туристы. Помимо «покупки» нашего бесспорного и раскрученного бренда - озера Байкал они готовы платить и за товары с маркировкой «Сделано в Приангарье». Например, у иностранцев, которые приезжают к нам, укоренилось мнение, что продукты нашего региона - экологически чистые и выращены по традиционным технологиям. И в регионе есть бренды, ориентирующиеся больше на экспорт своего продукта, чем на внутренний рынок. Как считает Анна Ильина, первый заместитель генерального директора компании «Тайга-продукт», производящей фиточай, бальзамы, сувениры из чисто сибирского сырья, туристы должны увозить с собой частицу Иркутска и Байкала, которую сделали именно здесь.

- У нас же получается - приезжаешь в Листвянку или на Ольхон, а там всё завешано сувенирами из Китая. Китайцам, что, покупать свои же сувениры? - удивляется она.

«Заграничная» известность

Однако думать, что «наше всё» - только продовольственные товары и байкальские сувениры, неверно. В нашем регионе есть также предприятия и компании в других отраслях экономики, которые представляют свою малую родину на российском рынке.

- Мы тоже вышли далеко за иркутские границы и соревнуемся со столичными фирмами, - говорит Татьяна Лебедева, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «МебельСтиль». - Фабрика большая и поэтому не может держаться только за счёт региона, но и сюда конкурентов стараемся не пропустить. Уверена, что у продукции, которую делают в области, есть простор для развития. Производители опасались, что зависимость от импорта подкосит их в кризис, но этого удалось избежать. Оказалось, то, что нельзя купить за валюту, можно приобрести за рубли.

Выходить на «большой» рынок можно разными способами. Мы привыкли, что в Иркутске по франшизе часто открываются чужые марки, но немногие знают, что таким же способом бренды, родившиеся в столице области, становятся известными в других российских городах: к примеру, иркутский магазин подарков «Томат» продал право пользования своей маркой предпринимателям Краснодара, Сургута, Екатеринбурга. Правда, сейчас, по словам генерального директора магазина Татьяны Люжей, они временно остановили продажу франшиз:

- Производители нашей категории товаров первыми пострадали от кризиса. При нынешних условиях мы перешли в разряд услуг и товаров роскоши - это импульсные покупки, на которых сейчас экономят. До кризиса средний чек на корпоративный подарок к Новому году равнялся 500 руб., сегодня - 150 руб. В 2008 году мы прошли кризис более-менее спокойно, а нынешний ударил сильнее. До кризиса мы работали с Китаем: иркутские дизайнеры разрабатывали продукт и передавали его китайским фабрикам. С ними было легко работать, чего, к сожалению, не скажешь про местных мастеров, которых сложно «раскачать». Сейчас мы перешли на внутренний рынок, обратились к местным столярным и швейным предприятиям. Но производство здесь кустарное, и работа идёт гораздо медленнее, чем с китайцами. Если раньше мы ежегодно выходили на московские выставки, то сейчас не можем: поступят заказы, а наши «кустари» скажут: «Мы не сделаем так много».

Тем не менее, несмотря на экономические трудности, молодые иркутские предприниматели не боятся рисковать. Один из них - Никита Ковалёнок, руководитель сети магазинов одежды «Inspire», рассказал, что их фирма, как и многие другие, начинала с продажи зарубежных марок, в том числе - через Интернет, а полгода назад запустила собственное швейное производство. Сейчас магазины иркутской одежды работают в Улан-Удэ и Красноярске, а в декабре по франшизе ещё один откроется в Томске.

Несмотря на разные подходы в продвижении своих товаров, все производители соглашаются: иркутским брендам в расширении своих торговых сил не обойтись без помощи власти, и приводят в пример Белгородскую область. Местные бренды там активно поддерживает администрация региона, и результаты впечатляют: по своим размерам она не больше отдельных районов Иркутской области, но по производству некоторых товаров занимает первое место в стране.

Кстати:

У Иркутской области есть собственный бренд - «Продукты Приангарья». Его задумывали как средство объединения и сотрудничества местных товаропроизводителей. В 2014-2015 годах проходила разработка товарного знака и этапы его регистрации.

Сейчас он уже в работе. Право распространять свою продукцию под его «флагом» получили 15 предприятий. Как предполагают специалисты, к концу года таких компаний будет 20-25. Товарный знак можно получить, пройдя конкурс, после которого комиссия решает, дать или нет производителю право на использование областного бренда.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах