270 соглашений на сумму 3,4 трлн рублей, 1800 проектов, около 8,5 тысячи участников - во Владивостоке завершился V Восточный экономический форум, который все регионы Дальнего Востока используют прежде всего как площадку для самопрезентации. Колыма не исключение.
«Если не говорить о своём регионе, если не показывать его потенциальные возможности, то инвестор не пойдёт. А значит, мы будем вариться в том же самом бульоне, в котором находимся. Задача - вскипятить этот бульон. Сделать его активным, бурлящим, чтобы приходили новые средства, появлялись новые рабочие места, стала двигаться экономика, - считает сенатор в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от Магаданской области Анатолий Широков. - Мы видим потенциальные возможности, которые удобны для инвесторов. Например, промышленное производство на Колыме ежегодно показывает хороший рост - порядка 11%. Экономика региона начала дышать, но пока, к сожалению, это движение не даёт, что называется, отблеска в карманах жителей, материальное положение продолжает оставаться непростым. Но здесь должен сработать накопительный эффект, должно пройти какое-то время, когда мы увидим реальные результаты».
Энергетический толчок
Судя по вестям с полей форума, делегация Магаданской области побывала там не зря. Уже сейчас можно говорить о 20 миллиардах возможных вложений в наш регион со стороны инвесторов. Главный проект – это строительство энергомоста, который свяжет Колыму и Чукотку. Соответствующее соглашение подписали на форуме оба региона. Этот проект даст серьёзный толчок развитию энергетической инфраструктуры и освоению крупных месторождений меди и золота, считают эксперты.
«Мы делаем ставку на диверсификацию экономики и на уход от моноресурсности, когда Магаданская область ассоциируется только с кладовой золота и серебра. Нужно активнее вовлекать инвесторов в освоение месторождений цветных и чёрных металлов. Колыма имеет значительные ресурсы угля - порядка 43,5 млрд тонн. Это каменный уголь, антрациты и бурый уголь, имеющий широкий спектр использования. Помимо этого, регион перспективен по добыче меди. Её запасы оцениваются в 44 млн тонн», - отметил губернатор Магаданской области Сергей Носов, выступая на форуме с презентацией.
Продавать легче, чем осваивать?
На форуме обратили внимание и на такое важное преимущество Колымы, как запасы гидроэнергетических ресурсов. По данным экспертов, общая потенциальная мощность региона достигает почти 38,3 млн кВт или 9% от мощности всех рек страны.
Ещё один плюс - развитая транспортная инфраструктура: федеральная дорога «Колыма», крупнейший на Северо-Востоке морской торговый порт с круглогодичной навигацией и аэропорт Магадан, который находится в фокусе секторов АТР и трасс, соединяющих Америку с Восточной Азией, Австралией.
Звучит всё красиво и заманчиво. Однако далеко не все колымчане согласны на то, чтобы пришёл богатый инвестор и сделал жизнь в регионе лучше. Людей настораживает тот факт, что последние 30 лет власть лишь предлагает природные ресурсы инвесторам, в том числе иностранным. Все проекты заточены под то, чтобы пришёл дядя с толстым кошельком и вложился в экономику региона. К сожалению, область так и не научилась хоть что-то делать сама - создавать предприятия и осваивать недра.
Кстати
Традиционно рекламировали инвесторам и богатый туристический потенциал Колымы. В области намерены развивать три направления туризма. Первое - это морская рыбалка. Этот вид отдыха пользуется большой популярностью как у магаданцев, так и у иногородних гостей, однако инфраструктуры для любителей посидеть у моря с удочкой не хватает.
Следующее направление связано с комплексным отдыхом в районе Талой. И наконец последнее – с историей Колымы как символа всего ГУЛаГа Советского Союза.