27 марта 2020 года истекает срок полномочий действующего мэра Иркутска. К этому дню город уже должен обрести нового руководителя. Но как именно его избирать – пока неясно, ведь прямых выборов в столице Приангарья нет уже пять лет.
В сентябре нынешнего года депутаты Законодательного собрания вновь изменили закон. И если в 2015-м главу областного центра впервые избирали из числа парламентариев городской Думы, то теперь порядок другой: сначала кандидатов в мэры должна определить специально созданная для этого комиссия, половину которой сформирует Дума, половину – губернатор области. Потенциальные руководители, пройдя этот «фильтр», должны будут попасть «на ковёр» к депутатам городского парламента, где из них и выберут градоначальника, которого СМИ уже окрестили сити-менеджером (хотя формально это не так).
Всё. Больше областной закон ничего не поясняет. Кто войдёт в комиссию? Как «отсеивать» кандидатов? По какому принципу их вообще допускать до конкурса? С этим городу и предстоит разбираться в ближайшую пару месяцев.
«А судьи кто?»
Чтобы новый механизм начал действовать, нужно внести изменения в Устав города. Кроме того, все нюансы процедуры избрания нового главы города Дума решила зафиксировать в специальном положении. Чтобы его написать, народные избранники попросили иркутян до 1 ноября присылать им свои предложения. Итоги этой «рассылки» озвучили 17 декабря. Как рассказал руководитель аппарата представительного органа города Максим Абрамов, в парламент поступило только три проекта будущего документа: один – от правительства Иркутской области и два разных – от депутатов самой Думы. В положении в том числе предлагают прописать требования для кандидатов в мэры.
«Самый спорный, на мой взгляд, вопрос, касается требований к профессиональным качествам кандидатов. В первую очередь – к их образованию. В разных вариантах предлагают допускать до конкурса только обладателей высшего образования по государственному, муниципальному управлению, экономике, финансам, юриспруденции, инженерному делу и техническим наукам», – сказал Абрамов, добавив, что в некоторых предложениях есть требования и к опыту работы кандидатов – от 5 лет на госслужбе.
Ещё один важный вопрос - сам конкурс. Пока наиболее вероятный сценарий такой: претенденты, желающие занять высший в Иркутске пост, пройдут через два этапа: сначала комиссия изучит их документы, а потом проведёт собеседование, во время которого претенденты ответят на вопросы «экзаменаторов» и выступят с программной речью. Оценивать их предлагают либо баллами, либо с помощью голосования.
Это пока только примерные планы на положение. Как оно трансформируется к марту следующего года - можно только гадать. Сейчас в проектах, кстати, ничего не сказано о требованиях к членам самой конкурсной комиссии, кроме того, что их должно быть от шести до десяти человек. Из-за этого «а судьи кто?» – совершенно непонятно.
«Вкусовщина» и регулирование
Доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, профессор Сергей Шишкин говорит, что ему подход регионального законодателя, который многие вопросы оставил «за скобками», не совсем понятен. Из-за этого «центр тяжести» сместился в сторону Думы. Она должна сама урегулировать все вопросы, в том числе связанные с участием губернатора в процедуре избрания мэра. Ведь глава региона назначает половину членов конкурсной комиссии.
«С моей точки зрения, регламентировать работу губернатора не с руки депутатам муниципального образования. Надо соблюдать принцип равновеликости», – отмечает Шишкин.
Он уточняет, что особую пикантность ситуации придаёт то, что 12 декабря высшее должностное лицо региона поменялось: на смену Сергею Левченко президент назначил врио губернатора Игоря Кобзева, а он, понятно, не был включён в иркутскую повестку и не высказывал никаких пожеланий в проект положения, который получила Дума от региональных чиновников.
«Наш город называется Иркутск, а не Тулун, поэтому нюансов здесь много. Новому главе региона нужно время, чтобы понять, каких людей он отправит в комиссию, которая будет принимать участие в выборе высшего должностного лица в городе, представляющем четверть всего электората Приангарья», – поясняет профессор.
По его словам, большинство потенциальных требований к кандидатам, озвученных Максимом Абрамовым, – «вкусовые моменты, которые существенно не меняют сути дела», и что самое значительное мероприятие по новым правилам - собеседование, в котором могут раскрыться в том числе человеческие качества будущего управленца. Тем не менее юрист предлагает максимально всё зарегулировать, чтобы избежать спорных моментов во время самой процедуры.
Кстати
Во время обсуждения вариантов положения 17 декабря большинство общественников, а также некоторые чиновники, депутаты, учёные призывали перестать «взламывать» систему местного самоуправления и как можно скорее вернуть Иркутску прямые выборы мэра. Такие полномочия лежат на Заксобрании региона, однако право вносить инициативы в областной парламент есть, например, и у иркутской Думы.