А на прошлой неделе Братск сделал ещё один шаг к увеличению спроса на голубое топливо: 16 сентября в правобережном районе города открыли автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС).
В торжественном мероприятии приняли участие министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Пётр Воронин, глава муниципалитета Александр Серов и гендиректор ООО «Газпром трансгаз Томск» Виталий Маркелов.
Обоюдные обязательства
В тот же день Александр Серов и Виталий Маркелов подписали соглашение о сотрудничестве, рассчитанное на 2011-2020 годы. Документ предусматривает совместные действия, направленные на увеличение объёмов потребления природного газа - метана. Администрация муниципалитета обязуется содействовать соответствующему переоборудованию автомобилей и приобретать серийную газовую технику, а «Газпром трансгаз Томск» обещает за счёт собственных средств возводить на территории Братска газозаправочные станции и обеспечивать их бесперебойную работу.
Затем в мэрии состоялось совещание, посвящённое перспективам перевода городского транспорта на метан, добываемый на Братском газоконденсатном месторождении. Так, в ближайшее время газ в качестве моторного топлива будут использовать 22 автобуса, а также легковые машины и дорожная техника - всего 32 единицы.
Ориентировочно в начале 2011 года, как сообщили «АиФ в ВС» в компании, будет утверждена муниципальная целевая программа газификации автотранспорта.
Экологичен и безопасен
Во время открытия станции, рассчитанной на 100 заправок сжатым природным газом в сутки, специалисты неоднократно подчёркивали такие преимущества голубого топлива, как экономичность, безопасность и экологичность. Годовая экономия бюджета в связи с сокращением затрат на моторное топливо (метан дешевле бензина в 2-2,5 раза) только по 32 транспортным средствам достигнет почти 8 млн рублей. Стоимость одного кубометра газа, который эквивалентен литру бензина, установлена для Братска на уровне 9,8 рубля.
При этом метан считается самым безопасным в линейке моторных топлив, что подтверждено многочисленными испытаниями и отражено в «Классификации горючих веществ по степени чувствительности», утверждённой приказом МЧС. Более того, результаты исследований выхлопных газов автомобилей, работающих на метане, показывают: при замене нефтяного топлива на природный газ выброс токсических веществ в окружающую среду снижается, в среднем, по оксиду углерода в 8 раз, окислам азота - в 2 раза, задымлённости - в 10 раз. А такой канцерогенный продукт сгорания топлива, как сажа, присущий дизельным двигателям, у газовых - вообще отсутствует.
- Машины, работающие на метане, более безопасны, в отличие от тех, где в качестве топлива используется пропан-бутан. Даже если такой автомобиль сгорит, баллоны не взорвутся, - отметил Александр Серов. - Вообще мы видим большую перспективу в переводе техники на газ: это позволит удержать цены на перевозки. В перспективе весь парк, а это сотни автобусов, будет переведён на метан.
Стоит отметить, что не менее важной причиной для адаптации автотехники к голубому топливу является необходимость проведения мероприятий по повышению энергоэффективности автомобильного транспорта, согласно Федеральному закону № 261.
Комментарий:
Виталий Маркелов, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Томск»:
В Братске появилась первая станция в рамках реализации соглашения Газпрома с Иркутской областью по газификации. Данный комплекс позволяет эффективно использовать природный газ, добываемый с Братского ГКМ. Следующая станция будет построена на левобережье, где у нас основные потребители, а в ближайшие два года мы программу по Братску завершим.
Языком цифр:
В 1,5 раза увеличивается срок службы двигателей при использовании сжатого природного газа, а расход моторных масел снижается на 30-40%.
За 6-9 месяцев окупается переоборудование маршрутного автобуса для работы на газе.
10% от парка автомобилей в странах Европы, согласно резолюции ООН, к 2020 году необходимо перевести на газ. По состоянию на 2010 год это 23,5 млн автомобилей. Сегодня на метане ездят порядка 12 млн транспортных средств в мире. Лидерами по их числу являются Аргентина, Венесуэла, Пакистан, Индия, США и Китай.