- Я работал практически в каждом лагере и могу с уверенностью сказать, что со временем он удалился от политики, - заметил Алексей Козьмин. - Теперь это частично образовательное, частично наставническое, а где-то и тусовочное мероприятие. Не поедут в одно место сразу 700 молодых людей со всей страны, если им это неинтересно.
Алексей Козьмин |
Молодёжь сейчас по-другому устроена, она очень мобильная и, по сути, в Иркутской области её ничего не держит. Предложат работу в Новосибирске или Красноярске - развернётся и уедет. Чтобы молодые люди оставалась, надо чтобы у них здесь были долгосрочные цели, какие-то проекты, рассчитанные лет на двадцать. И одна из тем, которую мы здесь обсуждаем, - тема региональной эдентичности и формирования проектных команд, работающих над развитием территории в долгосрочном режиме. У нас вообще не хватает долгосрочного планирования - так называемой длинной воли, когда ты можешь заниматься одним проектом 20 лет и двигать его. Потому что серьёзные проекты за четыре года, да и за десять лет не делаются. И даже если пять процентов от участников лагеря соберутся в такие команды, его можно будет назвать успешным мероприятием.
Нулевая конкуренция
Ольга Андреева, АиФ-Иркутск: - Есть ли в Иркутской области отрасли и направления, которыми уже сегодня могут заниматься молодые люди и темы которых будут актуальны даже через много лет?
Алексей Козьмин: - Участники лагеря серьёзно обсуждают идею создания фабрики бизнесов «Чистый рост», ориентированной в первую очередь на Байкальск. Это организация сети малых и средних экологически чистых производств на основе cleantech - чистых технологий. В мировой повестке дня эта тема - в «топе» и весьма перспективна для нас, особенно для Байкала.
Мне кажется, у нас недооценивают туризм. Когда говорят: «Мы занимались туризмом, но нам это неинтересно, ничего не окупается», я сразу задаю вопрос: «А сколько времени вы им занимались?». Стандартный ответ: «Уже три года». Но в туризме это вообще не срок. Показательный пример - усадьба Никиты Бенчарова в посёлке Хужир. Человек когда-то приехал на Ольхон, начал обустраивать территорию вокруг себя и приглашать друзей в гости. Теперь его имя, можно сказать, бренд острова, который пользуется популярностью и, соответственно, коммерческим успехом, но на это ушло не меньше 10-15 лет. Если заниматься туризмом целенаправленно, серьёзно и долго, результат обязательно будет. Тема экологического туризма, который мы можем предложить, опять же очень соответствует мировым настроениям. Но у инициаторов туристических проектов на Байкале должна быть «длинная воля». Рассчитывать на быстрый успех в этой отрасли не стоит.
Из всех направлений, представленных на «Байкале-2020», более сотни молодых людей окунулись в заманчивый мир предпринимательства и представили порядка 70 проектов. Для удобства все проекты разделили на четыре кластера: промышленно-инновационные технологии и строительство, туризм, культура и IT-технологии. Больше всего проектов (33) связано не с куплей-продажей во всех её формах, а с инновациями в промышленности.
К примеру, в прошлом году был представлен проект, который сейчас уже внедрён в производство. Команда молодых людей делает промышленных роботов для обследования газовых и нефтяных труб. С помощью дистанционного управления робот может одноразово обследовать до двух километров трубы. В этом году одна из самых интересных разработок - проект по производству запасных деталей для импортного медицинского оборудования.
Пессимистов хватает
- Четверть века назад принцип «Сделай себя сам» был лозунгом практически целого поколения молодёжи. Насколько у нынешних молодых людей есть потребность жить по этому принципу? В конце концов, у некоторой части молодёжи весьма обеспеченные родители и им просто нет необходимости особо чего-то добиваться.
- Вы знаете, всё зависит от человека. Например, кого-то мама с папой могут в Лондон отправить учиться и он останется работать за рубежом. Ну и что? Это его выбор. Есть категория молодёжи, у которой богатые родители, он сам обеспечен и ему по большому счёту ничего не надо. Но даже среди таких людей находятся те, кто хочет что-то сделать сам. Есть молодые люди, которые желают стабильности. Их устраивает пусть не очень высокая, но стабильная заработная плата. И они выбирают работу на государство - органы власти, бюджетную сферу и прочее. Но и в этих структурах они могут сделать себя сами, продвигаясь по служебной лестнице. Мы же видим, что и чиновники бывают разные. Одни удерживают ситуацию, занимаясь отписками, и им не нужно никакое развитие. Любое движение для них - проблема, потому что надо работать. А есть те, кто идёт во власть, чтобы сделать какой-то проект и записать это в графу «мои достижения». В бизнесе ведь то же самое. Люди, которые идут в предпринимательство, далеко не всегда успешны. Как говорил Евгений Чичваркин - один из российских миллионеров, если тебя из 100 раз, когда ты приходишь за инвестициями, послали всего 99 - это очень большой успех.
Желание изменить мир у нынешней молодёжи, конечно, есть, но её надо «раскачивать», укреплять в ней уверенность в собственных силах. Ведь среди молодых очень много пессимистичных настроений. И это плохо. Если на какой-то территории большинство людей находится в апатии, такая территория не развивается, потому что общество не верит в возможность каких-то изменений. Поэтому модное сейчас направление - воспитание молодых лидеров. Если вы не создаёте в молодом возрасте костяк лидеров, которые озабочены не только своим личным благополучием, но и развитием территории, где живут, неизбежно получаете поколенческий провал и регион «проседает». Иркутская область, между прочим, испытала это на себе, когда лихорадочная смена губернаторов и борьба региональных элит происходила во многом из-за того, что не было единой команды в широком смысле этого слова, которая двигалась бы в одном направлении и преследовала региональные интересы.