Жители дома №45 по улице Гражданской в Иркутске в этот субботний день занимались своими привычными делами: кто-то смотрел телевизор, кто-то хлопотал на кухне. Родители и дети планировали выходные, а во дворе в это время гуляли ребята из стоящего по соседству детского дома №1.
Ан-124 «Руслан» – это тяжелый транспортный перевозчик грузоподъемностью 120 тонн. 6 декабря он должен был вылететь с аэродрома Иркутского авиационного завода для перевозки во Вьетнам двух истребителей Су-27, собранных на заводе.
Но 6 декабря 1997 года в 14.42 по местному времени, «Руслан», не сумев набрать высоту, рухнул прямо на жилой район городка авиастроителей в Иркутске.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/3a/294381/c/7e2dd178cbeb1baecceebdfce4618449.jpg)
О событиях того дня вспоминает Игорь Петрович Уткин, подполковник внутренней службы, заместитель начальника 2-го отряда противопожарной службы г. Иркутска:
![]() |
---|
Игорь Уткин |
«В этот день я, как командир отдельного отряда МЧС, вышел на дежурство в составе группы, сопровождавшей данный рейс. Я лично был на аэродроме при взлете «Руслана». То, что с самолетом что-то не так, стало понятно сразу. Было видно, что он не может набрать высоту. Все произошло очень быстро, в считанные секунды. Когда «Руслан» начал снижаться, мы уже понимали, что местом падения станет жилой массив».
К месту катастрофы отрядам МЧС удалось добраться быстро. Глазам спасателей предстала жуткая картина: развалившийся самолет повредил сразу несколько деревянных бараков, горела часть детского дома №1, огромный хвост воздушного судна примял пятиэтажку. Но самое страшное зрелище являл собой дом №45, полностью охваченный огнем.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/9c/294377/c/cae83c087a8478d928f91f616a810da8.jpg)
«После падения начался страшный пожар, - продолжает Игорь Уткин. – Баки «Руслана были залиты под завязку, это почти две железнодорожные цистерны. От удара авиационное топливо выплеснулось, пожар вспыхнул мгновенно с огромной силой. Люди, попавшие под огненную волну, погибли в считанные секунды».
К моменту прибытия пожарных расчетов, уцелевшие люди метались на балконах и в открытых окнах, было понятно, что паника и огонь толкает их наружу, еще несколько минут, и кто-то мог бы выпрыгнуть. Пожарным пришлось разворачивать легкие лестницы и снимать людей прямо с горящих балконов.
«Конечно ситуация была очень тяжелой психологически. В сорок пятом доме жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире находился его младший брат, который сидел за столом и делал уроки. Мы застали его в этой позе в сгоревшей квартире. Мальчик ничего не успел понять, даже вскочить», - рассказывает Игорь Уткин.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/44/294370/c/5c5f44326e18eef4a2f170f4030bef2e.jpg)
«Моя семья по сей день живет в общежитии, окна которого выходят на то самое место, где рухнул самолет, - вспоминает Наталья Бочкарникова. – В тот день я, уставшая, пришла с работы. Помню, увидела в окно летящий низко самолет и даже успела крикнуть сыну, чтоб отошел от окна подальше. Затем все было как во сне... Я выскочила во двор, там было уже полно людей, сорок пятый дом был в каком-то густом тумане и огне, и оттуда к нам навстречу выбегали горящие люди. Мы их располагали в своих комнатах, приводили в чувство, оказывали медицинскую помощь. До сих пор все стоит перед глазами».
Тушение горящего топлива и завалов продолжалось больше полутора суток. Все это время пожарных поддерживали жители района. Несмотря на двойное оцепление мета катастрофы, горожане умудрялись проносить спасателям чай и бутерброды.
«Мы с друзьями хотели хоть чем-то помочь, - рассказывает иркутянин Андрей Николаев, - Тогда мы еще точно не знали, что произошло и что горит, просто шли на зарево. В итоге вышли прямо на пожар. Горели дома и припаркованные рядом машины. Спасатели несли раненых. Страшно было увидеть, как погибших людей складывали перед зданием школы, которая к месту трагедии была очень близко. Помощи от нас, конечно, не получилось, просто не пустили. На месте и без нас работало огромное количество курсантов, пожарная служба, милиция. Через оцепление обычные люди передавали чай, булочки, пирожки какие-то. Многие плакали. Поразило чувство необыкновенного единства. Беда сплотила».
![](https://static1-repo.aif.ru/1/16/294364/c/68e7f2a221dcd1aa163e96d05b42222f.jpg)
Во время катастрофы и пожара погибло 72 человека. Из них 23 члена экипажа и 49 иркутян, в том числе 14 детей. Свидетели рассказывают, что в этот день в доме №45 намечалась свадьба. С утра на двери подъезда висел разноцветный плакат «Тили-тили, тесто. Здесь живет невеста». Молодожены выехали буквально за несколько минут до падения самолета, но в квартире осталось большое количество их гостей.
«Было ощущение нереальности происходящего. Такое чувство, что ты попал в фильм ужасов, - вспоминает жительница городка авиастроителей Наталья Пушкарева. – На этом пожаре погибло несколько моих друзей. Были и такие, кто чудом избежал гибели. Просто отправился по делам за минуту до катастрофы и свернул за угол дома. Один из наших друзей погиб в своей квартире вместе с ребенком. Их нашли в кресле, сидящих в обнимку».
![](https://static1-repo.aif.ru/1/e0/294369/c/ac6776c8eba192272a576e9c3e2d6d3f.jpg)
В Детском доме №1 на момент катастрофы находилось всего несколько детей. Кто-то отправился в Дом детского творчества, кто-то в бассейн и на каток. В пятой группе осталось всего три девочки и их воспитательница, которая за 15 минут до трагедии привела в группу сына Макара. Как позже вспоминали работники учреждения, огонь буквально воровался в помещение, Макар вспыхнул как свечка, горели и другие дети.
В это самое время на детской площадке очень близко к 45-му дому играли воспитанницы детского дома Яна Потанина и Люда Шашкина. Девочек хватились лишь к вечеру, когда всех детдомовских ребят перевезли в 13-й интернат. Директор детского дома Галина Крюкова и ее сотрудники долго бродили близ оцепления, расспрашивали пожарных. Ночью женщину вызвали на опознание. Тела девочек обгорели так сильно, что уменьшились до 70-80 сантиметров.
Ровно через пять дней в иркутской больнице скончалась 15-летняя Аня Зернис, пострадавшая при пожаре в группе. Макара Милешко доставили самолетом в Москву, но спасти его жизнь не удалось, он умер в середине января 1998 года.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/78/294371/c/d3610fe6472c8b4e9d219932c8863583.jpg)
Виновные не названы
Расследование причин аварии породило множество вопросов. Однозначно ответить, почему упал «Руслан», не получилось. При пожаре почти полностью выгорели «черные ящики» и информацию переговоров экипажа восстановить не удалось. Известно, что у самолета отказали сразу три двигателя, поэтому судну не удалось подняться в воздух выше, чем на 66 метров. Некоторые специалисты считают, что это произошло из-за чрезмерной загрузки самолета. В материалах дела есть ссылка и на возможные проблемы двигателей Д-18Т, которые производила украинская компания ОАО «Мотор Сич». Эти агрегаты, по всей видимости, имели проблемы с газодинамической устойчивостью, особенно на больших углах атаки.
Вполне вероятно, что причиной падения «Руслана» мог стать и сбой бортового компьютера.
Фотохроника авиакатастрофы 6 декабря 1997 года в Иркутске | Фотогалерея
![Транспортный самолет Ан-124 «Руслан» не смог взлететь с аэродрома Иркутского авиазавода и упал на жилой массив недалеко от места взлета.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/e088dfb5b4edb37dbfe1e7f7f912918a.jpg)
![Хвост самолета упал, задев до №120. Этот дом по сей день жилой и в нем все еще живут свидетели тех дней.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/466daaa8da64038e443bd5a13167ab82.jpg)
![территория была оцеплена, но жители микрорайона не могли оставаться в стороне.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/ce4d9c227e97520f10dae87bc9262101.jpg)
![Большинство жителей дома №45 из тех, кто в это время находился в квартирах, погибли.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/82917aebae4e10c21119652c3631e841.jpg)
Фотохроника авиакатастрофы 6 декабря 1997 года в Иркутске | Фотогалерея
![Транспортный самолет Ан-124 «Руслан» не смог взлететь с аэродрома Иркутского авиазавода и упал на жилой массив недалеко от места взлета.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/e088dfb5b4edb37dbfe1e7f7f912918a.jpg)
![Хвост самолета упал, задев до №120. Этот дом по сей день жилой и в нем все еще живут свидетели тех дней.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/466daaa8da64038e443bd5a13167ab82.jpg)
![Сильнее всех пострадал дом по улице Гражданской, 45.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/4b4c3d76985b7e263397a20ed6efbe99.jpg)
![На большой территории вокруг сгорели машины и погибли люди.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/3cccfa2ff7a5c4048537cc66b39fead1.jpg)
![Из-за пожара пострадало несколько квартир в доме №120.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/e0800d37b1d7cc9caad503b94e45e1da.jpg)
![территория была оцеплена, но жители микрорайона не могли оставаться в стороне.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/ce4d9c227e97520f10dae87bc9262101.jpg)
![Большинство жителей дома №45 из тех, кто в это время находился в квартирах, погибли.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/82917aebae4e10c21119652c3631e841.jpg)
![Хвост самолета пришлось оттаскивать от дома кранами.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/ffea9512c0949669ea4fdf8928591711.jpg)
![Завалы после разбирали почти полтора месяца.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/9e64f70e626390acb5b1001414020219.jpg)
![Завалы после разбирали почти полтора месяца.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/35090200853ebddef5527f777a4cb744.jpg)
![Дом №45 пришлось снести, как и четыре деревянных барака рядом.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/34ebb3dc9dbb1f6d4f2f256291f90f10.jpg)
![Кадры похоронной процессии.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/88abdc537a7ec7cea5cfe7e6a7c0d259.jpg)
![Кадры похоронной процессии.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/73c270c0e25ba870355cf43d14be8c8f.jpg)
![На месте трагедии через два года вырос храм.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/a4b4fecdf57aa7409cd3ba1e8f472e65.jpg)
![Купол храма и звонницы, кресты и фонари изготовили на авиазаводе.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/0a3153a7c6a22c44039f63ef2702a1ae.jpg)
![Мемориальный камень.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/17a64aea5a38a27876c74fd787b7db35.jpg)
![Имена погибших.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/607da77736cd77217e935cd5dbf99ee7.jpg)
![Справа здание детского дома.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/fb7ebd55977f9b754324db0621b98b4d.jpg)
![Сейчас это одно из красивейших мест Второго Иркутска.](https://aif-s3.aif.ru/images/005/086/d692d44a11b9df877d522ca4dff31dc5.jpg)
Министр МЧС Сергей Шойгу, который, кстати, лично руководил ликвидацией последствий катастрофы, выразил мнение, что экипаж не виноват в падении самолета. Пилоты были более чем опытные, командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году.
Некоторые из жителей поселка авиастроителей уверены, что пилоты не разогрели двигатели и топливо, именно поэтому самолет не смог набрать высоту. Многие свидетели утверждают, что жертв было бы куда больше, если бы самолет пролетел еще несколько метров и упал на более густо застроенную территорию.
Самую невероятную версию трагедии выдвинул писатель Андрей Таманцев в своем романе «Угол атаки». В основе сюжета – происки американских спецлужб, которые якобы пытались заполучить крупные контракты по поставкам боевых самолетов.
Память о трагедии
Дом №45 по улице Гражданской и четыре деревянных многоквартирных барака снесли сразу после трагедии. Почти 70 семей, оставшихся без крова, пришлось переселить. Спустя несколько месяцев на месте, где погибли люди, началось строительство церкви Рождества Христова.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/b1/294424/c/cf33b0d0557a4d80a1c69461da9b6e35.jpg)
Светлый, высокий храм открыл свои двери уже в октябре 1999 года. В фундамент храма заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли в авиакатастрофе близких. Рядом с церковью установлен мемориал, где в камне увековечены имена всех погибших. Украшают мемориал 72 хромированных подсвечника, по числу жертв.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/e4/294426/c/7b088c5e70beaa0d977150f438a54179.jpg)
Детский дом тоже реконструировали в 1999 году. Место катастрофы стало одним из духовных центров городка авиастроителей, ежегодно в день памяти трагедии здесь проходят митинги и литургии.
Редакция выражает признательность за предоставленные фотоматериалы Борису Хлебникову и Борису Слепнёву, а также всем, кто поделился с нами своими воспоминаниями. Выражаем благодарность пресс-службе регионального МЧС за сотрудничество.