Примерное время чтения: 5 минут
112

Ловушка для космических лучей

«Первая ласточка в действительном возрождении космической науки, которая позволит России вернуть свои позиции 80-90-х годов прошлого столетия». Такое пафосное определение дал новой установке по изучению космических лучей сверхвысоких энергий профессор НИИ ядерной физики Московского госуниверситета Николай Калмыков.

Московский учёный вместе со своими коллегами из Якутска, Италии и Германии приехал в Тункинскую долину, чтобы принять участие в открытии уникальной, совершенной и на сегодняшний день единственной крупномасштабной физической установки, созданной в России в ХХI веке.С её помощью астрофизики, говоря языком популярным, планируют найти ответы на вопросы о возникновении и эволюции развития Вселенной.

Правда, чисто внешне «Тунка-133» совершенно не соответствует громким эпитетам, которыми её характеризуют учёные. Это - 133 невзрачных жестяных бака, расположенных на расстоянии 85 метров между собой на площади 1 кв километр. Как выяснилось, вся ценность - в их «начинке», специальных сверхчувствительных приборах - фотоэлектронных умножителях.

- По своей сути это - очень чувствительные глаза, которые могут регистрировать суперкороткие - меньше миллионной доли секунды - вспышки света, недоступные человеческому глазу, - поясняет директор НИИ прикладной физики Иркутского государственного университета Николай Буднев. - Эти вспышки возникают на высоте более 10 километров после взаимодействия космических частиц из других галактик с ядрами атмосферы.

Кстати, фотоэлектронные продаются в России по непомерной для наших учёных цене - 200 тысяч рублей за штуку. Уникальный проект московских и иркутских астрофизиков «Тунка-133» мог бы так и не реализоваться, если бы итальянские учёные из Туринского университета, не предоставили для неё 200 фотоэлектронных умножителей.

Стоит отметить, что торжественное открытие установки на самом деле было приурочено к завершению её полного развёртывания - довольно сложного процесса, который длился около четырёх лет. Как рассказал Николай Буднев, предыдущие годы «Тунка» с неполным числом детекторов уже работала и зарегистрировала много событий с космическими лучами.

- Мы регистрируем примерно одно взаимодействие космических лучей с атмосферой в секунду, - говорит учёный. - И за прошедшее время было зафиксировано несколько десятков событий с наиболее интересными для науки высокими энергиями, которые относятся к области перехода от галактических к внегалактическим источникам космических лучей. Ведь из космоса к нам приходят частицы, чья энергия в миллиарды раз превышает энергию протонов, которые пытались разогнать на самом мощном ускорителе на земле - коллайдере.

Природные механизмы ускорения частиц до таких сверхвысоких энергий до сих пор науке неизвестны. Это одна из самых сложных загадок современной астрофизики, разгадать которую и призвана установка «Тунка-133».

Бурятскую установку можно назвать «младшим братом» швейцарского коллайдера – задачи, которые они должны решить, схожи, только масштабы разные. Да и шума в СМИ вокруг «Тунки-133» гораздо меньше, чем вокруг ускорителя протонов – не умеем мы ещё «раскручивать» уникальные научные проекты так, как на Западе. Хотя тункинская установка по изучению космических лучей и входит в четвёрку крупнейших современных, расположенных в Аргентине, Германии на Южном Полюсе.

По признанию учёных, изучение фундаментальных законов природы, к которым относится и исследования космических лучей сверхвысоких энергий, практического применения в нашей повседневной жизни не имеет. Но если рассуждать с этой точки зрения, считает Николай Калмыков, то не стоило в своё время и звёзды изучать.

- Дерево растёт по своим законом, и какая его ветвь может понадобиться человеку в процессе эволюции, никому знать не дано, - образно подытожил заведующий отделом частиц сверхвысокий энергий НИИ ядерной физики МГУ.

Кстати:

«Привязка» установки «Тунка-133» к Тункинской долине имеет два аспекта. Во-первых, наблюдать слабые вспышки света можно только в ясные безлунные ночи с высокой прозрачностью атмосферы, характерные именно для этой местности особенно в зимний период. В европейской части страны таких мест практически нет. Вторым важнейшим фактором является наличие в Иркутске, т.е. в непосредственной близи от установки, специалистов теоретиков и экспериментаторов в области астрофизики, которые могут участвовать в её создании и эксплуатации.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах