Иркутская область, 28 марта – АиФ-ВС. - Когда ты всегда бежал в гору, не останавливаясь, не оглядываясь, а тут вдруг остался наедине с собой - это непередаваемо страшно, - делится женщина. - Первая мысль: ты никому не нужен, твой путь закончился, теперь стоит ждать только смерти.
«Переварить» весь этот негатив и не впасть в депрессию Наталье Зениной помогли «отрытые» в старых документах «корочки» об окончании ещё в студенческие годы режиссёрских курсов.
Медик, археолог и педагог
- Моя первая специальность - медицинская сестра. Родители всегда хотели, чтобы я была врачом-хирургом. Возможно, я бы им стала, но одна встреча изменила всю жизнь, - рассказывает Наталья Михайловна. - Однажды в моё дежурство в больницу поступил учёный археолог. Он приехал в Куйтун из Иркутска помочь тётке перекрыть крышу. Во время работы сорвался с высоты и попал к нам. Новый пациент оказался прекрасным собеседником. Он рассказывал об археологии, словно о любимой женщине. Я слушала, открыв рот, и уже видела себя в «полях» на раскопках.
В результате - девушка отправилась поступать на исторический факультет ИГУ, но не прошла по конкурсу. Родители тем временем были уверены, что дочь отправилась покорять мединститут, поэтому на следующий год сделали всё возможное, чтобы Наталья училась на врача. То ли назло родным, то ли по воле судьбы, первую же сессию наша героиня завалила и принялась вновь готовиться поступать на истфак. Мечта сбылась - в 21 год Наталья стала студенткой госуниверситета. Но через год, во время первой полевой практики, сказочные замки в её голове рухнули. От былой романтики профессии археолога не осталось и следа. Это оказался тяжёлый рутинный труд. Университет девушка всё же закончила и по распределению поехала работать в одну из школ в Черемховском районе. Через год вернулась домой в Куйтун. Была директором сначала каразейской школы, затем - куйтунской школы № 23. А в 1986 году возглавила районный отдел образования, откуда и вышла на пенсию спустя 18 лет.
Тут-то Наталье Михайловне и пригодились «корочки» режиссёра. Вот уже седьмой год она ведёт театральный кружок в школе. Ставку педагога дополнительного образования - 1900 рублей в месяц - дали в Доме культуры, площадку для занятий выделили в школе.
От желающих играть на сцене нет отбоя. Сейчас в группе 12 человек, в основном младшие школьники. Многие - из неблагополучных семей.
- Почему-то такие дети тянутся к творчеству. Они очень душевные, открытые, видно, что лишены ласки и тепла: положишь им руку на голову, а они аж подрастают, - рассказывает педагог.
В репертуаре школьного театра в основном сказки, костюмы ребята мастерят сами, в изготовлении декораций помогают учителя труда и рисования.
Необычные ученики
- Наше поколение неуёмное. Уже не раз собираюсь «завязать» с работой, но как только ухожу в отпуск, не могу найти себе места, жду не дождусь осени, - признаётся Наталья Михайловна. Два года назад она взяла на себя ещё одну нагрузку - стала обучать на дому детей с ограниченными возможностями. Работающие учителя неохотно соглашаются заниматься с такими детьми: ходить к ним надо три раза в неделю, в разные концы районного центра. Сейчас у педагога три ученика - Петя, Андрей и Ваня. Все с непростой судьбой.
- Первое время ревела каждый день: приду домой - и плачу полдня: жалко ребятишек. Нищета и горе из каждого угла торчат. У 14-летнего Пети, например, наследственная болезнь - рассыпаются кости. Дед от этого недуга умер, отец 6 лет назад бросился под поезд, когда узнал о таком же диагнозе. Ребёнок тает на глазах. Боли испытывает жуткие, ничего не ест, - еле сдерживая слёзы рассказывает Наталья Зенина.
13-летний Ваня - единственный кормилец в семье, где есть ещё двое младших детей. Мальчик зарабатывает по ночам - помогает лесникам обрубать сучья на срубленных деревьях. Одна машина стоит 200 рублей. Две машины за ночь - маме 400 рублей на продукты. Другого дохода, кроме пенсии по инвалидности, в семье нет.
Перед Новым годом Ваня подкопил денег и купил своим близким подарки - маме, сестрёнке, брату, бабушке и Наталье Михайловне. Маленькое кухонное полотенце, полученное от Ваньки, учительница не использует в хозяйстве - слишком уж дорого оно ей…