aif.ru counter
3583

«Инновации? Не слышал». Почему из Иркутска не получается город будущего

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. «АиФ в Восточной Сибири» 29/01/2014 Сюжет Городская среда
Остановка на солнечных батареях в Иркутске. Дарья Галеева / АиФ

Остановки-роботы, бесплатно раздающие Интернет и информацию об автобусных маршрутах, «вечные» не перегорающие фонари, скамейки с подогревом и асфальт, который не разрушается, а в случае чего - ремонтирует себя сам. Кажется: то, что пару десятков лет назад показывали в фильмах про будущее, уже невероятно близко, и скоро, выйдя на улицу, мы окажемся не в привычном сером городе из холодного бетона, а в царстве высоких технологий, где каждая светодиодная лампочка источает заботу о человеке.

Однако, как ни стараются учёные и чиновники, никакого Гонконга, Нью-Йорка или хотя бы Новосибирска из Иркутска пока не получается. Мы едва ли не каждый месяц слышим, что запущены новые энергоустановки и уложены дорожные нанопокрытия, но, выходя на улицу, видим, что устаревший, оставшийся ещё с советских времён воз и ныне там.

Одна из суперсовременных остановок на солнечных батареях. Фото: АиФ / Дарья Галеева

 «Высокоснежные» технологии

К слову, о деньгах. На «вживление» высокотехнологичных новинок в асфальт, фонари и остановки Иркутска городская мэрия за три года потратила чуть меньше 5 миллионов рублей. Сумма в контексте 13-миллиардного годового бюджета областного центра небольшая, если бы не один нюанс - из 14 инновационных проектов, реализованных за несколько лет, не прижилось даже половины.

Три года назад запустили программу «Аллея инноваций», призванную превратить центр города во что-то более-менее современное. Её механизм прост: мэрия каждый год объявляет конкурс высокотехнологичных проектов и компенсирует предпринимателям, выигравшим его, 60% расходов на выполнение.

Слои снега красноречиво указывают, что уборка солнечных батарей не производилась давно. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Один из самых дорогих проектов - две «интеллектуальные» остановки на улицах Декабрьских Событий (на ней разместили большинство инновационных объектов) и Чкалова. На одну из них потрачено 593,5 тысячи рублей бюджета города, на вторую - 652,6 тысячи.

По задумке авторов «умные» остановки, упакованные в антивандальный каркас, должны были дарить пассажирам, ожидающим автобус или трамвай, свет и тепло, раздавать wi-fi, показывать время и маршруты общественного транспорта. Особой «изюминкой» считалось то, что они сами могли обеспечивать себя необходимой энергией: на их крышах смонтировали солнечные батареи немалых размеров. Проект считался перспективным, местные чиновники прогнозировали, что в будущем подобные объекты украсят и другие районы города.

Состояние внутри остановки еще более плачевное - интерактивная карта разрисована и оборвана, экран не работает. Фото: АиФ / Дарья Галеева

В других городах России высокие технологии применяют эффективнее, чем в Иркутске. Так, в международный рейтинг 445 инновационных городов Innovation Cities Global Index 2012-2013, в котором аналитики сравнивали самые продвинутые места планеты, вошли 20 российских. Более того, четверть из них - в Сибири: Красноярск, Новосибирск, Томск, Омск и Барнаул. Иркутск в этот список, увы, не попал.

Однако, вместо обещанных инноваций без остановки, иркутяне получили остановки  без инноваций. Сначала на остановках перестали работать информационные табло, следом исчез Интернет, а сейчас солнечные батареи и вовсе покрыты добротным двадцатисантиметровым слоем снега. За воплощенными инновациями в городе никто не следит, и это видно издалека.

Проверка на прочность

По словам заместителя мэра, председателя комитета по экономике администрации города Алексея Альмухамедова, об этих объектах должны заботиться не чиновники, а «новаторы», то есть те предприниматели, которые их придумали. Мэрия же, хоть и тратит на реализацию ноу-хау серьёзные деньги, относится к высокотехнологичным новинкам исключительно как к эксперименту.

Алексей Альмухамедов

- Важно понимать, для чего мы всё это делаем, - рассказывает заместитель мэра. - К нам приходит бизнесмен и говорит: у меня есть интересный проект, который будет нормально работать. Однако не все новинки показывают себя хорошо. Есть технические проблемы: низкие температуры, ветер. Самый сложный в этом отношении период - зима, поэтому мы даём новатору возможность проверить работу своего устройства в холодное время года в реальных условиях. Уже весной объекты обходит комиссия и проверяет, что работает, а что - нет. Мы не берём на себя функции бизнесмена и не делаем того, что должен делать он, например - очищать батареи от снега, мы можем только рекомендовать аппарат к внедрению или нет.

На вопрос, рекомендовали ли уже что-то, Алексей Альмухамедов отвечает, что да: например, резино-полимерную плитку, сделанную из отработанных автомобильных шин. Такое покрытие укладывают на перекрёстках между трамвайными путями, чтобы «сглаживать» движение автомобилей через рельсы. Пешеходы вряд ли смогут оценить прелесть новинки, однако автомобилистам она нравится. Сейчас нанорезина радует владельцев машин на перекрёстке улиц Декабрьских Событий и Энгельса, Степана Разина и Свердлова. Между тем на проект за два года ушло почти 800 тысяч бюджетных рублей.

Впрочем, большинство проектов в столице региона так и не прижилось. Одной из причин «высокотехнологичного фиаско» помимо сурового климата и нерадивости новаторов чиновники называют… самих иркутян. Говорят, что местные жители не готовы встречать новые технологии на каждом шагу - информационные табло спустя месяц оказываются изрисованными маркером, а карта города - изодранной на кусочки.

Лавочка с инновационным покрытием тоже стала жертвой зимы Фото: АиФ / Дарья Галеева

Эксперты-психологи уверяют, что подобный вандализм не может быть вызван боязнью инноваций в принципе: современный человек зачастую имеет при себе несколько высокотехнологичных гаджетов и давно привык к мониторам и проводам. Желание испортить что-то ценное - это девиантное поведение, то есть отклонение от нормы.

Комментарий

Александр Соболев, президент Сибирского союза предпринимателей

Александр Соболев

Уровень фундаментальной и прикладной науки в Иркутской области довольно высокий. Но, несмотря на это, среди высоконаучных регионов мы занимаем одно из последних мест именно в сфере коммерциализации разработок. К примеру, у наших ближайших соседей, Томска и Омска совершенно другая ситуация: там предприниматели активно сотрудничают со студентами, открывают лаборатории. И это не просто сделки «для галочки», а реально хорошие бизнес-проекты. Иркутск в этом плане сильно отстаёт. Наши коммерсанты пока больше ориентированы на другие виды бизнеса - им проще открыть по франшизе бутик, чем начать «вкладываться» в науку.

Считаю, что большой толчок назад мы получили, когда проиграли заявку на статус иннограда несколько лет назад. Тогда под контролем Анатолия Чубайса в России выбирали 10 так называемых наногородов - центров, которые получили бы большое вливание денег на развитие науки. Как мы ни старались, Иркутск в этот перечень, так и не вошёл.

Еще одна инновация – энергетическая установка, которая должна заряжать телефоны и планшеты от энергии солнца. Обещают, что заработает весной. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Но, несмотря на всё это, отвечая на вопрос, может ли столица Приангарья стать городом будущего, я бы ответил: да, может. Надо подходить к этому с оптимизмом и рассматривать разные варианты. Один из самых недорогих и эффективных в данном смысле механизмов, считаю, - создание технопарков, в которых могли бы одновременно сотрудничать чиновники, учёные и предприниматели.

Глазами иркутян

Мы провели опрос иркутян в нашей группе ВКонтакте и узнали, что подавляющее большинство (47,4% опрошенных) вообще не знает, что в Иркутске есть инновации. 28,1% уверены, что инновации изменят их жизнь, 10,5% считают, что не изменят, а 14% проголосовали за традиционный пункт «лучше бы садик построили».

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах