Что нас ожидает в 2013 году: прогнозы политологов

Фото Софьи АРТЕМЬЕВОЙ

Иркутск, 25 декабря - АиФ-ВС. Алексей Петров, кандидат политических наук, региональный координатор ассоциации «Голос»:

   
   

- Важнейшие события года, по-моему, лежат в политической плоскости: это назначение нового губернатора, которое повлекло за собой серьёзные изменения в политической жизни региона – как кадровые, так и партийные. Выступления главы региона имели серьёзный резонанс, даже в той среде, которая не всегда была согласна с его действиями. Это означает, что за действиями власти наблюдают не только политики и эксперты, но и предпринимательское сообщество, преподаватели и студенты, а даже обычные граждане – продавцы, учителя, врачи.

Говоря о перспективах, можно отметить, что в новом 2013 году могут произойти дальнейшие серьёзные изменения в политической схеме управления региона. Это связано с предстоящими выборами депутатов Законодательного собрания, от которых ожидается не только серьёзное обновление политической элиты (не менее половины новых депутатов), но и возможное обострение отношений «старой» и «новой» политэлиты, связанное с проведением или непроведением выборов губернатора области, о которых мы в ближайшие месяцы узнаем.

Также отметим смену сенатора от исполнительной власти: Владимир Якубовский был заменён на Олега Канькова. Что это означает: закат политической карьеры экс-мэра Иркутска или всё-таки 2013 год принесёт нам новые интересные ходы мастодонтов иркутской политики? Поживём – увидим.

В экономической сфере можно говорить об очень большом бюджете региона, который почти достиг 100 миллиардов рублей. Такого в Иркутской области никогда не было, и теперь надо понимать, насколько эффективно региональные власти смогут использовать денежные средства, которые на них «свалились». Кроме того, банкротом признан БЦБК – комбинат, который не оставляли ни на один месяц без внимания региональные СМИ.

В гуманитарной сфере отметим события, связанные с результатами мониторинга вузов Иркутской области, после которых учебные заведения пришлось отстаивать не только губернатору в коридорах власти, но и преподавателям и студентам – на площадях. Насколько это повлияло на окончательные результаты, говорить пока сложно (мы уже видим, как объединяют московские вузы), но тема образования может оставаться актуальной и в 2013 году. Вторая тема – смена ректора ИГУ, очень публичный процесс выборов, чего никогда не было в Иркутске. Ещё одна тема, не сходящая с экранов телевизоров, это нехватка детских садов в областном центре. Несколько садиков, открытых осенью в довольно быстром режиме, немного сняли напряжённость.

В творческой сфере мне бы хотелось отметить успех иркутских КВН-щикови фестиваль «Звёзды на Байкале», который, с одной стороны, прививает иркутянам любовь к прекрасному, а с другой – несёт негативный оттенок, связанный с непопаданием огромного количества желающих на мероприятия фестиваля.

   
   

Сергей Бредихин, редактор информационного портала «Байкал-24»:

- С моей точки зрения, год был недостаточно весёлым. Он бодро начался на волне прошлогоднего декабрьского протеста, но уже в феврале стало понятно, что власть переиграла общество на политической арене. Выборы президента в Приангарье не принесли сенсаций, так как высокое протестное голосование в отдельных территориях прогнозировалось давно. В остальном мы выдали стандартный для себя результат ниже среднероссийских показателей. Правда никто не ожидал, что второе место Прохорова через пару месяцев «приведёт» его доверенное лицо в регионе на пост губернатора Иркутской области. Это и есть самое главное политическое событие года – конец эпохи «варягов» в высшем руководстве Приангарья.

Но! Уход «политического тяжеловеса» Дмитрия Мезенцева и приход на его место «эффективного менеджера» и местного «олигарха» Сергея Ерощенко ещё не означает, что федеральный центр оставил Иркутскую область «без присмотра». Просто в Москве, наконец, поняли, что контролировать «местные элиты» должен тоже «местный», но стоящий уже на порядок выше остальных.

Сергей Владимирович за долгие годы своего предпринимательства оброс сотнями, если не тысячами, связей в российском бизнесе и в политике. Поэтому, наверно, его кандидатура показалась приемлемой администрации президента – хоть и «местный», но не совсем. К тому же, в силу крупности своего бизнеса, господин Ерощенко понимает, как работать с вертикально-интегрированными компаниями и что такое контроль за финансовыми потоками, протекающими через регион. Наконец, ему, судя по всему, дан карт-бланш на относительно самостоятельное выстраивание своей вертикали власти в Приангарье, и он уже активно, хотя и без «фанатизма», с учётом «национальных особенностей», этим занимается. Так что выбор, практически, идеальный… Будем надеяться, что Сергею Ерощенко удастся «привести в чувство» местные «элиты» и, наконец, заставить их работать на благо всех жителей Иркутской области.

Из экономических событий можно, пожалуй, отметить «бешеный» рост бюджета региона в связи с наращиванием добычи углеводородов на севере области. Кроме того, радует продолжение проектов по созданию новых производств в сфере лесопереработки в тех же краях и в соседних районах, последовательную реализацию проекта «МС-21» на Иркутском авиазаводе, развитие «Фармасинтеза», коллапс усольских «бизнес-проектов», новые и, хочется верить, уже реальные усилия по решению проблемы БЦБК. Всё это даёт надежду на то, что Иркутская область избежит «голландской болезни». Ну а станет она «опорным регионом России», как того хочет нынешний губернатор, или нет – зависит и от всех нас. В целом, перефразируя известную фразу канцлера Горчакова, можно сказать, что «Иркутская область сосредотачивается…»

В социальной сфере в уходящем году власти пытались решать проблемы достойной оплаты в образовании и здравоохранении. Хотя и здесь всё делается пока что как-то кособоко. Главврачи в областном центре могут уже получать зарплату и по 200 тысяч рублей в месяц, а специалисты и младший персонал пока бьются за свои копеечные надбавки и часы. К тому же, в этом году остро стала проблема нехватки мест в детсадах. Некоторые деятели попытались её использовать в политических целях и вывели людей на улицы, как будто демонстрациями и пикетами можно заставить власть одномоментно всем помочь и всех облагодетельствовать…

Осенью в областном центре мы могли наблюдать интересный феномен, когда выборы ректора Иркутского госуниверситета привлекли внимание всего города. Это тоже знаковое событие, которое вновь продемонстрировало силу информационных технологий в постиндустриальную эпоху пусть даже в гибридном обществе. Ну а результаты выборов ещё раз подтвердили, что перемены рано или поздно происходят даже в таких консервативных структурах, как наше высшее образование.

Что касается культурных событий, то, пожалуй, тут отметить особо нечего. Конечно, были и премьеры, и гастроли, и выставки, и карнавал, и повторное открытие памятника. Но, во-первых, после Мезенцева, вряд ли мы скоро увидим такой «парад знаменитостей» на сценах Иркутска и области, а во-вторых, традиционная культура, к сожалению, всё больше живёт своей собственной жизнью для самой себя, и, временами, для чиновников. Никто ведь так и не объяснил загадку ремонта Дома культуры в посёлке Кутулик, который обошёлся областной казне в 70 миллионов рублей, а потом ещё более трёх миллионов было выделено на покупку оборудования. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, надо просто учесть, что себестоимость строительства одной секции 12-этажного дома в городе Иркутске укладывается в диапазон 40-60 миллионов рублей. Строительство, но не ремонт! Наверно, это и есть самое крупное «культурное» событие года. На его фоне 75-летний юбилей Александра Вампилова, к которому и было приурочено открытие сего архитектурного объекта, выглядит просто неубедительно.

2013 год в Иркутской области – вновь год выборов. В сентябре нам предстоит избрать новое Законодательное собрание региона. Наверно, вокруг этого события и начнут развиваться основные политические интриги года, благо время ещё есть. Многообещающее начало тоже уже есть - исключение из регионального руководства партии «Единая Россия» Виктора Круглова. На этом фоне продолжится и укрепление губернаторской власти на местном уровне. Также будет происходить переформатирование региональных органов власти, прежде всего, правительства и администрации губернатора, включая отставки действующих чиновников и приход новых людей – новые задачи требуют новых решений и новых исполнителей.

Скорее всего, начнётся реальная работа в Байкальске, Усолье, других депрессивных районах Приангарья, сдвинется с мёртвой точки проект по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». Также, как недавно обещал губернатор, в марте мы будем знакомиться с очередной «научно-обоснованной» программой социально-экономического развития Иркутской области, в которой, наконец-то, будет представлен реальный проект газификации региона. Это обнадёживает, но не более того, ибо это уже по-моему третий или, даже, пятый вариант за последние несколько лет.

В общем, я оптимист – будем думать о хорошем и надеяться на лучшее. С Новым годом!

Сергей Ильин, генеральный директор «Байкальского Аналитического Центра»:

- В этом году выбирали трёх президентов. Кто знает, как коснутся Иркутской области в будущем выборы президентов Мексики и США? Но вот выборы президента России у нас прошли, как и по всей стране. Результаты на территории области оказались несколько хуже среднероссийских: явка 56% (65,3% по РФ), за Путина – 55% (63,6%). Это уже политическая традиция Приангарья, сформировавшаяся в силу генетических политических ошибок и хронических упущений. То, что Зюганов будет вторым, ожидалось, а вот третье место Прохорова стало для многих неожиданностью.

Он потеснил даже человека-партию Жириновского. Впрочем, и он недобрал: по области 9%, по Иркутску – 11% от потенциальных голосов. Просто с его сторонниками велась целевая работа лишь на один процент отличившаяся от общероссийского результата (8,7%). Впрочем, дополнительные усилия не помогли бы ему по России в целом. Конечно, успех Путина стал возможен и благодаря ОНФ, а больше благодаря дистанцированию от Единой России (на выборах в Госдуму партия набрала в области всего 34,9%, а по Иркутску 25,6%), а также благодаря вкладу самого Путина и его доверенных лиц, в т.ч. в регионах.

Почему на первом месте в итогах области выборы президента? Не потому, что ЦИК РФ признал мой прогноз их итогов одним из лучших в РФ. На этот вопрос лучше отвечает следующее по значению событие. Не было бы первого результата – не было бы и второго.

В региональном значении существенной стала смена губернатора Иркутской области. То, о чём с 2010 года говорил и чуть ли ни единственный, если не считать Путина, принявшего решение, наконец-то свершилось. Назначен местный, деловой, не искушённый в политике, не болтающий попусту, непартийный, имеющий поддержку у местных элит – в общем, внешне полная противоположность предшественнику. Может быть поэтому, контраст оказался сильнее привычного. Что изменилось в связи с этим для области – это другой вопрос? Для этого есть областное правительство.

Результаты, конечно, найдутся – госстатистика посчитает и опубликует. Но это видимо не те результаты, которые могли бы быть и приемлемы для всех. И здесь уместней сказать о затянувшихся кадровых переменах в правительстве, чем о результатах его деятельности. Некоторые назначения просто оригинальны и столь же контрпродуктивны. Из оставленных министров в правительстве есть и те, кто не справился и в предыдущий период, подставил под самоотставку предшественника и, видимо, это ими воспринимается как награда или как передача проблем действующему губернатору. Это нехороший симптом. Это может говорить и о том, что никакой кадровой политики в области не было, и пока нет. Коррупционеры проникают во власть благодаря партиям и коррупционным рекомендателям. И пока кадровая политика строится не на профессионализме, а на функционализме, патернализме и корпоративизме, перемен по существу не стоит ждать. Нужна новая кадровая политика для государства, а не для отдельных лиц и партий. Думаю, в новом году вялотекущая ротация кадров должна смениться реальными отставками. Только в этом случае народ будет идентифицировать, кто есть кто, кого слушать и за кем идти.

Важным событием уходящего года стала сдача в эксплуатацию нового здания Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. Молчанова-Сибирского. В отличие от Ледового дворца, она не стала долгостроем с начала строительства в декабре 2010 года и до срока ввода объекта в октябре 2012 года. Три месяца на переезд и уже в 2013 году двери откроются для читателей. Если вспомнить, что библиотеке 151 год, то в новом здании она будет выглядеть совсем не по годам.

Самое главное неполитическое событие – Олимпиада в Лондоне. Далеко, но именно там гимнастка из Иркутска Дарья Дмитриева, по случаю в последний момент попавшая в основной состав сборной России, оправдала доверие и показала сибирский характер, завоевав серебро. Правда это совсем не говорит о том, что у нас в области всё прекрасно со спортом. Скорее наоборот, это говорит о неиспользуемом потенциале. Это доказывают и неудачи на Олимпиаде других участников из области. Это доказывают и выступавшая за Санкт-Петербург тулунчанка Наталья Воробьёва, завоевавшая первое российское «золото» в вольной борьбе и тяжелоатлетка из Зимы Светлана Подобедова, выступившая на «золото» за Казахстан.

Хотел демонстративно проигнорировать конец света (КС), но это самый юмористичный проект года. Телеведущий Владимир Соловьёв в сети риторически вопрошал: «С кем и как вы хотели бы встретить конец света?». Что шутка удалась, говорит то, что в РФ 9% считали вполне вероятным наступление КС, а среди молодёжи 18-24 лет их оказалось 13%! Благодаря им, на розничных рынках Иркутска как-то внезапно исчезли соль, спички, свечи, сахар... Они основательно готовились к КС и собирались пожить назло всем и после… Как сказал один мой читатель: Никто и никогда не получал такого бессмысленного пиара как Календарь Майя. Майя и сами крайне удивлены, что вымерли раньше, чем предсказали в своём Календаре, но они были бы ещё больше удивлены, узнав, что кто-то кроме них поверил в это неудавшееся летоисчисление. Правда, нельзя не заметить, что под шумок Мексика в этом году вышла на первое место в мире по иностранному туризму. Может быть, в Новом Году и нам сочинить что-нибудь про Байкал?

В Новом году нас ждут не менее интересные события. Например, выборы в Законодательное Собрание Иркутской области. Они обещают стать, либо самыми провальными за всю историю областных выборов, либо открыть новую страницу региональной электоральной истории. Вся разница зависит от малого и одновременно самого трудного для политической элиты – её радикального обновления, и именно этого, а не частичного омоложения. Нам требуется обновление депутатского корпуса на 60-75%. Все кто засиделся и отъелся, должны уйти сами, чтобы не вынесли. В противном случае высок риск общего провала. Новой силой может выступить ОНФ во главе с губернатором. Будут новые программы подготовки и проведения выборов, если произойдёт смена тех, кто эти выборные программы готовил раньше и довёл ситуацию до нынешней - критической (это о политтехнологах, а не об избиркомах). Только такая терапия спасёт от полной ампутации.

Пусть девизом 2013 года станут слова Пола Маккартни: Раньше я думал, что чудаки это те, кто делают странные вещи. Теперь я знаю, что это те, кто называют других странными. И приведённые слова лидера TheBeatles не случайны: когда-то в 1963 вышел дебютный альбом группы «PleasePlease Me». В следующем году исполняется ровно 50 лет начала новой эпохи и не только в музыке. Так пусть в Новом Году не переводятся ни чудаки, ни странные. С наступающим Новым Годом всех читателей АиФ, сотрудников редакции и всех, кто их любит!

Сергей Шишкин, профессор ИГУ, заслуженный юрист России:

Из событий регионального значения я бы выделил следующие десять:

1. Авантюрное участие губернатора Дмитрия Мезенцева в президентских выборах, которое бесславно закончилось нерегистрацией вместе с Григорием Явлинским.

2. Относительно успешное администрирование президентских выборов штабом Народного фронта под руководством Виктора Круглова, показывающее договороспособность региональной элиты.

3. Латентные попытки мобилизации правоохранительных ресурсов, похожие на юридический произвол, прежним областным руководством против лидеров общественного мнения, результативно незавершённые, но характерные как тренд современного политического мышления.

4. Безболезненная смена парадигмы исполнительной власти в области со всеми сопутствующими подковёрными игрищами, неожиданно удачными для одних и роковыми для других. Наступление времени новых политических альянсов.

5. Мучительный поиск новой повестки дня действующей командой региональных менеджеров.

6. Спокойное и непафосное празднование75-летия Иркутской области.

7. Досрочное начало нового политического сезона, связанное с накоплением избыточного напряжения основных региональных игроков на фоне понятных желаний одних и незамедлительной готовности распорядиться известным карт-бланшом других.

8. Случайно хорошие экономические и налоговые результаты области на фоне набирающей силу глобальной турбулентности.

9. Ожидание интеграционных тенденций высших учебных заведений области, начало очагового переформатирования отношений собственности и ресурсов в сфере физической культуры, транспорта, земли.

10. Всплеск суеверий неверующих в контексте конца света.

Главное ожидание региона на 2013 год – сохранение статуса-кво при стабильности и динамичности всех сторон жизнедеятельности, здравомыслия и адекватности вождей при эмоциональной зашкаленности, смиренности и терпения простым людям.

Сергей Шмидт, доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ:

Вне всякого сомнения, главное событие в политической жизни региона – это смена власти в «сером доме», приход нового губернатора. Дело даже не в том, что губернатором после трёх не просто назначенных, но и «неместных», стал человек из Иркутской области. Дело в том, что наличествуют все признаки того, что мы получили (наконец-то!) губернатора реальных дел. Ерощенко сделал серьёзную заявку на разрешение целого ряда давно назревших проблем. Решена пока, правда, только одно – обновилось руководство в Иркутском государственном университете. Однако заявка на «наведение порядка» в самых разных областях сделана.

От 2013 года ожидаю в связи с этим окончательного разрешения проблемы БЦБК. Кроме того, 2013 год – это год выборов в Законодательное собрание, на которых губернатор будет вынужден предстать не только управляющим области, но и политиком. Для осуществления «планов громадья» одного только «мандата от Путина» главе региона недостаточно, необходимо расширение ресурса легитимности. То есть губернатору придётся поставить вопрос перед президентом о проведении в Иркутской области выборов и попытаться эти выборы выиграть. Нет уверенности в том, что это состоится в грядущем году, но некая подготовка к этому в 2013-м будет происходить. Кроме того, не устаю надеяться, что в 2013 году произойдут какие-то перемены в иркутском хоккее с мячом и наша команда наконец-то, что называется, «заиграет».