Примерное время чтения: 4 минуты
209

Маршрутки сменят ценники: возить пассажиров за 12 рублей уже давно невыгодно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. «АиФ в Восточной Сибири» 06/02/2013
Фото Андрея ФЁДОРОВА

Иркутск, 6 февраля – АиФ-ВС. Стоило появиться этой новости, как тут же поползли слухи о грядущем повышении цен и в Иркутске. Насколько они обоснованны, выясняла корреспондент «АиФ в ВС».

- Разговоры о повышении платы за проезд в областном центре возникают каждый год, однако все они сводятся лишь к намерениям, - отмечает заместитель председателя ассоциации частных перевозчиков Иркутска Алексей Колмаков. - Не исключение и нынешний год. На сегодняшний день официальных документов в службу по тарифам никто не подавал.

По новому закону сделать это должны минимум 10 предпринимателей, работающих на пяти альтернативных маршрутах. Им необходимо подтвердить свои расходы и экономически обосновать необходимость повышения цен. Раньше представлять интересы перевозчиков могла ассоциация.

Между тем руководители и водители транспортных предприятий Иркутска в голос твердят, что подорожание объективно назрело. Возить пассажиров за 12 рублей уже давно невыгодно. Напомним, такой тариф в Иркутске держится пятый год - с июля 2008-го.

«Плач» перевозчиков

- Вы сами посмотрите, насколько за это время подорожала жизнь. Только за год солярка выросла в цене на 30%. Ещё летом в день на заправку уходило на 600-700 рублей меньше, чем сейчас. Бьёт по карману и аренда гаража - 8 тысяч рублей в месяц, и стоимость запчастей плюс кредиты, налоги, - сетует владелец, он же водитель коммерческого автобуса Александр. - А с апреля всех обяжут установить тахографы - один прибор стоит около 40 тысяч. Со всех сторон обложили, сил никаких нет!

По словам водителя, его дневная выручка составляет в среднем 5,5 тысячи рублей, 50% из них уходит на топливо, остальное - на прочие расходы и в личный карман.

Доводы перевозчиков отчасти обоснованные: жизнь действительно сильно подорожала. Да и если сравнить плату за проезд в маршрутках Иркутска с ценами в других городах страны, то видно: у нас самая низкая стоимость. При этом бензин один из самых дорогих (см. таблицу).

Сначала сервис - потом деньги!

Горожане всё это понимают, но платить больше не готовы, поскольку очень недовольны качеством сервиса: водители лихачат, что нередко приводит к ДТП, не соблюдают расписание, вечером из многих районов не уехать, автобусы дряхлые, в салонах - грязь.

- Согласен, сегодня рынок пассажирских перевозок настолько хаотичный, что нервирует всех, - подтверждает Алексей Колмаков. - И повышение стоимости проезда здесь не панацея. В сегодняшних условиях это не приведёт к улучшению качества обслуживания. Напротив, мы получим ещё больший бардак и аварийность. Почувствовав лёгкий заработок, на дороги города выйдут все те, кто сегодня бросил автобусы под забор. Для начала на уровне муниципалитета должна быть разработана нормативная база, которая позволит привести рынок в цивилизованные рамки. Нужно утвердить перечень маршрутов и расписание на них (кстати, мэрия обещает это сделать уже не один год), хорошо бы ввести единый проездной билет, чтобы для пассажиров не было разницы, на коммерческом или муниципальном автобусе они едут. И только затем можно повышать плату за проезд.

Специалисты администрации Иркутска посчитали: обоснованная величина тарифа, обеспечивающая рентабельную работу предприятия, должна быть не ниже 16 рублей. На коммерческом транспорте эта цифра ещё выше. Однако повысить стоимость проезда на трамваях, троллейбусах и автобусах чиновники не решаются. Ждут частников, чтобы не лишиться пассажиров.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах