Технически сложные товары - самый конфликтный сегмент потребительского рынка, сообщает Роспотребнадзор по Иркутской области. Согласно п.11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года №55 продавец, изготовитель обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе и место нахождения организации, которая может принимать претензии от покупателей, а также организации, производящей ремонт и техническое обслуживание товара.
В Управление Роспотребнадзора по Иркутской области поступает большое количество жалоб на то, что жители региона не могут воспользоваться своим правом на проведение ремонта - гарантийного или не гарантийного. Более того, им не дают проверить качество товара в случае возникновения какого-либо недостатка качества в технически сложных товарах, бытовой радиоэлектронной аппаратуре.
Роспотребнадзор провел проверку у крупных продавцов, в таких как ООО «Эльдорадо», ОАО «Связной Сибирь», ООО «БайкалЭнергоТрейд». Были установлены основные причины обращений граждан. Это, во-первых, продажа товаров ненадлежащего качества. Во-вторых, непредоставление продавцом информации о товаре, об изготовителе, адресов сервисных центров по гарантийному обслуживанию техники. Также нарушение сроков рассмотрения требований потребителей.
Потребитель должен знать, что при оформлении договоров купли-продажи любых технически-сложных товаров продавец обязан предоставить потребителю сопроводительные документы, то есть руководство по эксплуатации или паспорт, гарантийный талон. Гарантии изготовителя прописываются в гарантийных талонах.
В торговых сетях ООО «Эльдорадо» сегодня, как правило, гарантийные талоны изготовителя не оформляются. Продавцы магазина прописывают гарантийные сроки потребителям в товарно-кассовых чеках. А в ООО «Технобайк» иногда гарантийные талоны вообще не оформлялись.
Потребителю необходимо проверять правильность заполнения гарантийного талона, в которых продавец должен заполнить графы, где указаны: торговая марка, модель, серийный номер, дата продажи, подпись и печать продавца.
Изготовитель обязан обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания таких товаров. Однако сегодня на территории области реализуются товары, гарантийное обслуживание которых изначально не предусмотрено по месту продажи.
Так, в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области поступило обращение потребителя на нарушение его прав на проведение проверки качества ООО «Эльдорадо» приобретенного им холодильника торговой марки «Panasonic». В технике проявились недостатки в течение гарантийного срока. Потребитель жаловался, что при обращении в сервисные центры, адреса которых дал продавец, ему отказали в гарантийном обслуживании. Мотивировали это тем, что они не уполномочены изготовителем товара принимать претензии от потребителей и проводить проверки качества товара.
На запросы Управления Роспотребнадзора в сервисные центры, были получены ответы, из которых следует, что они не имеют авторизации по ремонту холодильников с маркировкой Panasonic. Кроме того, из информации, полученной в Информационном Центре Panasonic по телефону 8-800-200-21-00 и с Интернет - страницы https://service.panasonic.ru компании, следует, что в Иркутске нет сервисных центров уполномоченных изготовителем производить гарантийное обслуживание и ремонт холодильников фирмы Panasonic. Таким образом, информация, предоставленная продавцом, оказалась недостоверной, а потребители введены в заблуждение и лишены возможности ремонта товара.
Еще один случай. Иркутянин приобрел моющий пылесос торговой марки «Thomas» в магазине «Василиса» ООО «БайкалЭнергоТрейд». При проверке было установлено, что договор купли-продажи, оформленный в виде кассового чека, заверен печатью ООО «Синтез», не имеющего при этом никакого отношения к ООО «БайкалЭнергоТрейд».
Свой гарантийный талон выдал продавец товара ООО «БайкалЭнергоТрейд». В данном случае гарантийного талона завода - изготовителя потребителю оформлено не было. В своем ответе продавец предложил потребителю: «в связи с отсутствием сервисного центра по гарантийному обслуживанию данного вида товара оказать услуги по подбору соответствующего сервисного центра и оплатить расходы на выполнение работ по устранению недостатков товара, при предъявлении потребителем акта проверки качества». Если бы потребитель при выборе товара был заранее информирован продавцом о том, что в Иркутске нет подобных организаций, то он возможно бы принял решение приобрести товар другой фирмы.
Поэтому Роспотребнадзор рекомендует при выборе технически - сложных товаров до оформления договора купли-продажи узнать где, по какому адресу, в какой компании он может отремонтировать свой товар, если в нем проявятся какие-либо недостатки.
Потребители при приобретении товаров в розничных сетях ОАО «Связной Сибирь», ООО «Эльдорадо» должны быть информированы, о том, что они могут быть лишены законного права присутствовать при проведении проверки качества, так как проверка качества товара будет проведена за пределами Иркутска, например в Москве или Новосибирске. Все это потому, что продавцы вышеуказанных компаний в Иркутске не имеют полномочий рассматривать претензии потребителей на месте и проводить проверки качества товара или экспертизы. Поэтому при рассмотрении претензий потребителей данные компании, как правило, нарушают сроки и порядок их рассмотрения, потребителям приходится через суд добиваться возврата своих денег за некачественный товар.
Потребителям при покупке товаров требовать от продавцов предоставления полной и достоверной информации о приобретаемых товарах, наименования и местонахождения изготовителя товаров, наименования и местонахождения организаций, уполномоченных изготовителем на принятие претензий и производящих ремонт и техническое обслуживание товаров. В случае возникшей потребности в ремонте того или иного оборудования обращаться к тем исполнителям, которые зарегистрированы официально на потребительском рынке, имеют определенную репутацию, договорные отношения с изготовителями товаров. При сдаче товара в ремонт должны проверять правильность оформления договоров, оговаривать конкретные сроки исполнения заказа.
Технически - сложные товары - это автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники и морозильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Школьное питание в Забайкалье вызывает опасения
В Приангарье увеличивается число жалоб на услуги связи
...Что делать когда магазин не принимает нашу претензию? ...Что делать когда магазин не принимает нашу претензию?
Покупатели гипермаркета «Metro» не попадают под действие закона о защите прав потребителей