Технически сложные товары - самый конфликтный сегмент потребительского рынка, сообщает Роспотребнадзор по Иркутской области. Согласно п.11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года №55 продавец, изготовитель обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе и место нахождения организации, которая может принимать претензии от покупателей, а также организации, производящей ремонт и техническое обслуживание товара.
В Управление Роспотребнадзора по Иркутской области поступает большое количество жалоб на то, что жители региона не могут воспользоваться своим правом на проведение ремонта - гарантийного или не гарантийного. Более того, им не дают проверить качество товара в случае возникновения какого-либо недостатка качества в технически сложных товарах, бытовой радиоэлектронной аппаратуре.
Роспотребнадзор провел проверку у крупных продавцов, в таких как ООО «Эльдорадо», ОАО «Связной Сибирь», ООО «БайкалЭнергоТрейд». Были установлены основные причины обращений граждан. Это, во-первых, продажа товаров ненадлежащего качества. Во-вторых, непредоставление продавцом информации о товаре, об изготовителе, адресов сервисных центров по гарантийному обслуживанию техники. Также нарушение сроков рассмотрения требований потребителей.
Потребитель должен знать, что при оформлении договоров купли-продажи любых технически-сложных товаров продавец обязан предоставить потребителю сопроводительные документы, то есть руководство по эксплуатации или паспорт, гарантийный талон. Гарантии изготовителя прописываются в гарантийных талонах.
В торговых сетях ООО «Эльдорадо» сегодня, как правило, гарантийные талоны изготовителя не оформляются. Продавцы магазина прописывают гарантийные сроки потребителям в товарно-кассовых чеках. А в ООО «Технобайк» иногда гарантийные талоны вообще не оформлялись.
Потребителю необходимо проверять правильность заполнения гарантийного талона, в которых продавец должен заполнить графы, где указаны: торговая марка, модель, серийный номер, дата продажи, подпись и печать продавца.
Изготовитель обязан обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания таких товаров. Однако сегодня на территории области реализуются товары, гарантийное обслуживание которых изначально не предусмотрено по месту продажи.
Так, в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области поступило обращение потребителя на нарушение его прав на проведение проверки качества ООО «Эльдорадо» приобретенного им холодильника торговой марки «Panasonic». В технике проявились недостатки в течение гарантийного срока. Потребитель жаловался, что при обращении в сервисные центры, адреса которых дал продавец, ему отказали в гарантийном обслуживании. Мотивировали это тем, что они не уполномочены изготовителем товара принимать претензии от потребителей и проводить проверки качества товара.
На запросы Управления Роспотребнадзора в сервисные центры, были получены ответы, из которых следует, что они не имеют авторизации по ремонту холодильников с маркировкой Panasonic. Кроме того, из информации, полученной в Информационном Центре Panasonic по телефону 8-800-200-21-00 и с Интернет - страницы https://service.panasonic.ru компании, следует, что в Иркутске нет сервисных центров уполномоченных изготовителем производить гарантийное обслуживание и ремонт холодильников фирмы Panasonic. Таким образом, информация, предоставленная продавцом, оказалась недостоверной, а потребители введены в заблуждение и лишены возможности ремонта товара.
Еще один случай. Иркутянин приобрел моющий пылесос торговой марки «Thomas» в магазине «Василиса» ООО «БайкалЭнергоТрейд». При проверке было установлено, что договор купли-продажи, оформленный в виде кассового чека, заверен печатью ООО «Синтез», не имеющего при этом никакого отношения к ООО «БайкалЭнергоТрейд».
Свой гарантийный талон выдал продавец товара ООО «БайкалЭнергоТрейд». В данном случае гарантийного талона завода - изготовителя потребителю оформлено не было. В своем ответе продавец предложил потребителю: «в связи с отсутствием сервисного центра по гарантийному обслуживанию данного вида товара оказать услуги по подбору соответствующего сервисного центра и оплатить расходы на выполнение работ по устранению недостатков товара, при предъявлении потребителем акта проверки качества». Если бы потребитель при выборе товара был заранее информирован продавцом о том, что в Иркутске нет подобных организаций, то он возможно бы принял решение приобрести товар другой фирмы.
Поэтому Роспотребнадзор рекомендует при выборе технически - сложных товаров до оформления договора купли-продажи узнать где, по какому адресу, в какой компании он может отремонтировать свой товар, если в нем проявятся какие-либо недостатки.
Потребители при приобретении товаров в розничных сетях ОАО «Связной Сибирь», ООО «Эльдорадо» должны быть информированы, о том, что они могут быть лишены законного права присутствовать при проведении проверки качества, так как проверка качества товара будет проведена за пределами Иркутска, например в Москве или Новосибирске. Все это потому, что продавцы вышеуказанных компаний в Иркутске не имеют полномочий рассматривать претензии потребителей на месте и проводить проверки качества товара или экспертизы. Поэтому при рассмотрении претензий потребителей данные компании, как правило, нарушают сроки и порядок их рассмотрения, потребителям приходится через суд добиваться возврата своих денег за некачественный товар.
Потребителям при покупке товаров требовать от продавцов предоставления полной и достоверной информации о приобретаемых товарах, наименования и местонахождения изготовителя товаров, наименования и местонахождения организаций, уполномоченных изготовителем на принятие претензий и производящих ремонт и техническое обслуживание товаров. В случае возникшей потребности в ремонте того или иного оборудования обращаться к тем исполнителям, которые зарегистрированы официально на потребительском рынке, имеют определенную репутацию, договорные отношения с изготовителями товаров. При сдаче товара в ремонт должны проверять правильность оформления договоров, оговаривать конкретные сроки исполнения заказа.
Технически - сложные товары - это автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники и морозильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.