Преступный мир для него не менее интересен, чем джунгли для биолога или Солнечная система для астронома. Он лично беседовал с самыми страшными преступниками Иркутской области и собирался встретиться с «самим» Япончиком - помешали обстоятельства. За его судебными очерками о «чёрном человеке» - маньяке Кулике - иркутяне в пять утра занимали очереди у газетных киосков.
О природе зла, о преступниках за решёткой и на свободе, властителях дум и судьбе страны мы беседовали с членом Союза писателей Владимиром Карнауховым.
В уголовную тематику Владимир Степанович, по его собственному выражению, «влип абсолютно случайно»: редактору газеты, в которой работал наш герой, в КГБ поручили написать очерк о фарцовщиках, а тот передал задание журналисту.
- В итоге фарцовщики оказались самым неинтересным народом, который я встречал в уголовном мире. По интеллектуальному уровню они ничего особенного не представляли, и ниже них в уголовном мире стояли только «стеклорезы» - насильники, - рассказывает писатель. - Впрочем, сегодня приоритеты изменились, и многие из «фарцы» оказались в высших эшелонах власти, как, например, Чубайс.
Сейчас треть работоспособного населения страны приходится на торговцев, и это совершенно неестественно для любого общества, а тем более для российского, - продолжает Владимир Степанович. - Люди этой профессии никогда не были в нашей стране на первых ролях. Имя России сделали те, кто развивал авиацию и космические технологии. Уровень развития страны определили физики и математики, уровень культуры - философы и писатели. Когда такие люди перестали считаться лидерами, элитой, страна покатилась вниз.
«Рабы кричащие»
России примерно через пять лет наш собеседник предрекает революцию или смуту. Говорит, что верит в поколение нынешних двенадцати-шестнадцатилетних, которые «не испорчены ожиданиями от власти» и смогут вернуть приоритеты на место. Много и интересно рассуждает о кризисе литературы и падении престижа писателя.
«АиФ в ВС»: - А чем объяснить, что на экране и в литературе с девяностых стал так популярен образ «мента»?
Владимир Карнаухов: - С моей точки зрения, это страшный парадокс нашего времени. Вспомните, ни один из русских писателей не создал положительного образа полицейского - только карикатурные, негативные. Единственный, пожалуй, пример - Порфирий Петрович из «Преступления и наказания» Достоевского, да и тот не несёт ни позитивной, ни негативной окраски - скорее, он просто профессионал. Все эти «менты» не являются элитой общества, содержать их - злая необходимость. И тот факт, что героями стали бандит и милиционер, говорит о запугивании и оболванивании общества. Таким обществом легче манипулировать. Если все будут Ландау, Курчатовыми и Булгаковыми, у многих представителей нынешней власти будет мало шансов.
«АиФ в ВС»: - Иркутская поэтесса рассказывала, как с разных сайтов исчезало её оппозиционное стихотворение о событиях на Манежной площади в декабре прошлого года. Как вы считаете, по отношению к писателям сегодня сильна цензура?
В.К.: - В силу некоторых обстоятельств, я могу сказать: цензура почти полная. Сейчас я говорю, о чём думаю, вы спрашиваете, о чём хотите. Тем не менее, в стране действует закон об экстремизме, под который можно подвести любую книгу и статью, причём достаточно решения районного суда. Получается, цензуры нет, но любой районный суд может запретить любое произведение. Сегодня запрещено около тысячи книг, и многие, как мне кажется, совершенно незаслуженно. На эту тему хорошо сказал редактор журнала «Москва» Леонид Бородин, выпускник ИГУ, - «раньше мы были рабы молчащие, теперь стали рабами кричащими». Где-то, думаю, это соответствует истине.
Казнить нельзя
«АиФ в ВС»: - Как вы относитесь к смертной казни?
Я об этом много думал. До самого последнего времени я был активным сторонником смертной казни. Сейчас что-то поколебалось внутри…
Ещё более ужасным мне кажется пожизненное заключение - у нас оно, как я считаю, происходит в какой-то дикой, варварской форме. И дело здесь даже не в том, что это страшно для тех, кого мы наказываем. Страшно, что мы воспитываем поколение палачей - тех, кто обязан охранять преступников. Жестокость этих людей может становиться беспредельной, а они живут на свободе.
Огромные деньги идут на содержание заключённых: особые лагеря, спецконвой - больше, чем на содержание многих пенсионеров. По-моему, можно создать другую систему, где преступники работали бы. И даже платить им зарплату - мысль моя не парадоксальна - зарплата должна идти на их содержание. И, главное, эти деньги должны выплачиваться жертвам - мне кажется, такое наказание было бы наиболее гуманным и где-то наиболее рациональным. Смертную казнь я бы применял только к тем, кто занимается педофилией.
«АиФ в ВС»: - В одном интервью вы почти уважительно отзывались о некоторых качествах маньяка Василия Кулика. По-вашему, гений и злодейство совместимы?
В.К.: - Абсолютно! Они идут рядом. Гениальных злодеев, мне кажется, было даже больше. Возьмем христианскую культуру: ещё до Христа появился антихрист. То есть, зло на земле изначально, и появилось оно раньше, чем добро. История дала очень много злых гениев, начиная с Нерона, которого считают воплощением антихриста. Сколько было пап римских и европейских королей, сжигавших на кострах умнейших женщин? А Гитлер? Моё отношение к нему однозначно негативно. И его можно назвать ненормальным, маньяком - но не глупцом. Это был мощным ум - как раз гений зла. И хотя Пушкин писал, что это несовместно, думаю, гению свойственно ошибаться, как и всем прочим людям.
«АиФ в ВС»: - А в своей журналистской карьере вам приходилось встречать тех, к кому это можно было бы отнести?
В.К.: - Не столько в журналистике, сколько в целом в жизни. Я считаю, Ельцин был для России абсолютным злом. Не буду называть имён, но скажу, что, на мой взгляд, такие люди есть даже в Иркутске.
«АиФ в ВС»: - В таком случае, больше таких людей за решёткой или на свободе?
В.К.: - Статистически этого никак не посчитать - категория абстрактная. Мне кажется, таких немало и за решёткой, и на свободе… Но больше всё-таки не за решёткой. При этом в сегодняшней России за решёткой оказалась и масса умных и порядочных людей, которые могли бы поднимать страну.
Досье:
Владимир Карнаухов родился 16 февраля 1947 года в Черемхово. Окончил факультет филологии и журналистики ИГУ. Участвовал в строительстве Усть-Илимской ГЭС. Работал в газете «Советская молодёжь». Член Союза писателей России.