Жарко, поэтому вокруг снуют катамараны. А самые отчаянные купальщики, несмотря на все запреты, пытаются пробраться на нижнюю палубу, чтобы нырнуть с бортика…
«Англичанка» в Сибири
Между тем корабль-музей претендовал на право стать одним из семи чудес России. Мало того - паровые ледоколы дореволюционной постройки во всём мире можно пересчитать по пальцам одной руки. Шестидесятиметровое судно весом в полторы тысяч тонн выпустили в Англии, разобрали по винтикам и всеми существовавшими тогда видами транспорта перевезли в Сибирь, где собрали заново. Ледокол был нужен строителям КБЖД, попросту кругобайкалки, чтобы прокладывать дорогу для парома-ледокола «Байкал», перевозившего грузы.
Предшественник «Байкал», котлы которого сейчас стоят на иркутской ТЭЦ, погиб в августе 1918-го. «Ангара» же пережила сначала гражданскую войну, затем - Великую Отечественную. В гражданскую ледокол стал местом казни: тридцать противников колчаковского режима убиты на одной из палуб деревянными колотушками.
А в сорок первом эти палубы были отданы на откуп женщинам: легендарная команда из пятидесяти женщин от матросов до рулевых заменила ушедших на фронт мужей. На «Ангаре» возили пассажиров и переправляли омуль для фронтовиков.
Капитального ремонта по тем временам уже «старушка» «Ангара» дождалась только через полвека после первого спуска на воду. «Ремонтировать пароход собирались в сорок первом году, - рассказывает сегодняшний экскурсовод Анна Дедюхина, - но повременить пришлось аж до сорок девятого».
Сегодня Анна водит посетителей по историческому судну, показывает первые чертежи, присланные из Англии, рулевое колесо - правда, не родное, но тоже от английского судна. Про убийства на палубе предпочитает не рассказывать: на месте расправы сегодня буфет. Девушка говорит, на её веку посетителей бывало немного, хотя иногда может зайти человек тридцать-сорок в день. Иногда заглядывают отдыхающие с пляжа, спрашивают прохладительные напитки. А некоторые гости делятся версиями о том, как использовался корабль: кто-то вспоминает… компьютерный клуб, кто-то - редакцию одной из иркутских газет.
Десять лет на боку
А сорок лет назад, когда «Ангара» устарела и её списали «на пенсию», на исторической палубе готовили курсантов. Судно отдали областному комитету ДОСААФ в 1967 году, и «старушка» перебралась в Иркутское водохранилище. С этого времени на палубе «поселились» две пушки. «Они не родные, приехали сюда с морского судна из Владивостока», - поясняет Анна.
Видимо, содержать старинный ледокол оказалось слишком накладно. Спустя восемь лет ДОСААФ отказался от дореволюционного парохода и бросил судно на металлолом. После корабль отбуксировали к Мельничной Пади, где он упал на бок. «Сегодня считается, что пароход повалил сильный ветер, - рассказывает экскурсовод, - мне кажется, что дети раскрутили кингстоны - задвижки, перекрывающие отверстия в днище судна».
И сегодня многие гости музея рассказывают, что пробирались в детстве на ржавеющий корабль. Полузахлебнувшаяся в воде железная громада несколько лет беспомощно лежала на одном боку…
Спасли иркутяне
Историческое судно спасли от гибели жители города. Они откликнулись на призыв почётного гражданина Иркутска Николая Салацкого, выступившего на заседании Иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Из семисот тысяч рублей, которые потребовались на ремонт, больше половины собрали крупные предприятия и местные жители. 22 октября 1989 года проводилась специальная благотворительная лотерея, на которой было заработано больше сотни тысяч рублей.
А с 1990 года чудом спасённый пароход переехал на своё нынешнее место в заливе ГЭС.
Сегодня на борту исторического памятника в программе экскурсия, выставка студенческих гравюр и дискотека «Погружение и отрыв»…
Кстати:
Ледокол «Ангара» в скором времени может стать… парусником. Как рассказал руководитель фонда «Культурно-досуговый центр ледокол «Ангара» Дмитрий Кинозёров, день ледокола в Иркутске традиционно отмечается дважды: 25 июля и в последних числах августа. На конец лета намечен ремонт судна. По проекту реставраторы планируют не только покрасить борта чёрной краской, но и установить паруса на палубе парового ледокола, традиционно ходившего на угле и мазуте.
Языком цифр:
25 июля 1900 года «Ангару» спустили на воду.
250 тонн грузоподъёмность судна.
61 метр длина судна, 10,7м - ширина, 7,6 м - высота борта.