Елена поднимается на второй этаж и берёт у Виктора Васильевича пластиковые вёдра. Пока мы идём до колонки и обратно, женщина рассказывает о своих соседях. Через этаж друг от друга поселились две новенькие девушки Анна и Полина, им уже успели перепродать квартиры первые жильцы этого дома. На пятом этаже - молодая женщина, которая вот-вот должна родить. На втором - пожилой Виктор Васильевич Миронов, он почти не выходит из своей квартиры. Пенсионера по имени-отчеству никто из здешних не называет - обращаются по-родственному: «Дедушка». Многие приносят воду.
За несколько месяцев двадцать семей из новостройки по ул. Бородина, 45, стали одной большой «коммуной». Вместе учатся выживать без водопровода, тепла и канализации. Между жильцами распределены роли, есть свои «секретарь» и «юрист». Незаконно построенную многоэтажку в июле отрезали почти от всех благ цивилизации. На кухнях - батальоны пустых пластиковых бутылок, у многих прямо в новеньких белых ваннах стоят табуретки с тазами.
«Зуб в носу»
Как выяснилось, на месте шестидесятиквартирного дома по документам должен быть частный коттедж. Кто-то об этом знал заранее, других дезинформировали риэлторы, кто-то заключил договор два года назад, когда о таких махинациях мало кто знал. Елена, например, не скрывает, что шла на риск осознанно: «Я знала, что у застройщика не всё чисто с документами, но не раз слышала, что узаконить дом можно и «вдогонку». В конце концов, в нашем городе ещё не снесли ни одной жилой многоэтажки». Женщина признаётся, что квартиры продавались по цене ниже рыночной. А вот Ирина Николаевна (имя женщины изменено) из дома 54 по улице Румянцева платила за квадратный метр почти вдвое дороже. Женщине не показалась подозрительной ни цена, ни условия договора, тем более свою долю она внесла, когда на месте дома был лишь котлован. «Мы только привыкаем быть собственниками, никогда ими не были», - рассуждает женщина. В ловушке мошенников, по её словам, оказались даже профессиональные юристы.
Воду в квартирах на Румянцева не отключали, но в остальном сценарии одинаковы: на месте дома на сорок пять квартир тоже был заявлен частный особняк. Заселённым, кстати, оказался даже цокольный этаж, там-то квартиры и продавались по бросовым ценам.
Свои дома жильцы называют «зубами в носу». Таких «атавизмов» в разных частях Иркутска сегодня шесть, и почти все хотя бы частично заселены. Квартиру, которой нет на бумаге, невозможно завещать, обменять и даже просто прописаться в ней.
«Чёрные и белые»
По классификации руководителя Службы государственного жилищного контроля и стройнадзора Иркутской области Дениса Воронова, такие «дома-невидимки» не «серые», а «чёрные». Это значит, что «стройка велась тайно, под прикрытием ночи. Под видом частного трёхэтажного дома, неподнадзорного службе, выстраивалось 5-8-этажное здание и спешно заселялось. Нарушались и требования безопасности, и права тех, кто соседствует с новостройками», - рассказывает специалист. Так, многоэтажный «дом-невидимка» на улице Пискунова частично занял территорию, где по плану должна пройти магистраль. А другой дом того же застройщика, построенный на склоне, дал усадку после зимы.
Решения здесь, по словам главы Стройнадзора, может быть два. Если нарушения серьёзные, дом идёт под снос. Но такой практики до сих пор в нашем городе не было: сносились только нежилые здания и одна гостиница. Узаконить можно, но вряд ли быстро и дёшево: если застройщик отказывается исправляться, жильцы оформляют в собственность весь дом, за свой счёт проводят обследование. Если нужно, оплачивают проект «лечения»: работы, скажем, по усилению несущих стен, финальную экспертизу… Впрочем, пока в Иркутске не случалось и таких прецедентов, были признаны законными новостройки с более простыми «диагнозами».
«Позиция недобросовестного застройщика проста: как можно быстрее заселить жильцов в «нелегальный» дом, чтобы сделать «плохими» в глазах людей уже органы власти, отрезавшие дом от коммуникаций», - комментирует ситуацию генеральный директор саморегулируемой организации НП «Байкалрегионпроект» Иван Готовский. - Хорошо бы снести один такой многоэтажный самострой, причём сделать это за счёт застройщика».
…Ирина Николаевна и другие жильцы дома на Румянцева сейчас готовятся объединиться, чтобы узаконить свои квартиры. Жильцы злополучного дома по Бородина сейчас ждут обследования многоэтажки: провести его застройщика обязал суд. И надеются, что не успеют полопаться от морозов трубы отопления их совсем не сказочном, а реально существующем «сером-пречёрном» доме.
P.S. Комментария застройщика за время подготовки этого материала нам получить так и не удалось.