Новый документ обещает сделать УК «прозрачными» и даёт собственникам возможность контролировать хозяйственно-финансовую деятельность управляющих организаций, причём с использованием ресурсов сети Интернет. Что изменилось с принятием этого постановления в сфере ЖКХ Иркутской области, выяснял корреспондент «АиФ в ВС».
Начнём с того, что обнародовать информацию о своей деятельности управляющие компании должны были до 7 декабря 2010 года. Для этого предусмотрено несколько способов. Во-первых, это размещение на официальном сайте управляющей компании, если таковой имеется, или интернет-ресурсе региональных (местных) властей. Во-вторых, в официальных печатных СМИ, в которых публикуются акты органов местного самоуправления. В-третьих, для этих целей используются информационные стенды в помещении управляющей организации.
Контроль по всем фронтам
Теперь о том, какие сведения подлежат раскрытию. Прежде всего это общая информация об управляющей организации, то есть сведения о государственной регистрации, почтовый и фактический адрес, контактные телефоны и режим работы. Также УК предоставляет перечень многоквартирных домов, находящихся в её управлении, с указанием адресов и общей площади помещений в них и, что немаловажно, список домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты, с указанием причин. Последнее может стать своеобразной подсказкой потребителю: учитывая эту информацию, он в состоянии сделать какие-то выводы о работе конкретной УК. То же можно сказать и об информации о фактах привлечения компании к административной ответственности, которые также в обязательном порядке должны быть обнародованы. Далее - открываются сведения о членстве в саморегулируемой организации или других профессиональных объединениях.
Также должна обнародоваться годовая бухгалтерская отчётность управляющей организации, сведения о её доходах, расходах и тарифах на коммунальные услуги. Это делается для того, чтобы собственники понимали, на что тратились их деньги. Все расходы должны быть «разложены по полочкам» по каждому многоквартирному дому. Например, ремонт подъезда - одна сумма, текущий ремонт кровли - другая, зарплата дворнику - третья и т.д.
Дело добровольное
Между тем, принятое постановление - тоже не панацея. Дело в том, что раскрывать информацию о своей деятельности управляющим компаниям не вменено законом, а лишь рекомендовано. Соответственно, курс на прозрачность взяли далеко не все управляющие организации Иркутской области. А те, что всё-таки решили открыть свои профессиональные секреты, сделали это с опозданием в два месяца. Пока это девять иркутских управляющих организаций, все они члены СРО «Содружество ЖКХ», которое инициировало создание единого интернет-ресурса
Особенно возмущены пенсионеры, большинство из которых с компьютером «на вы». Плательщикам, которые не пользуются Интернетом, обещают интересующую информацию предоставлять в распечатанном виде в течение 20 дней, на обработку электронного обращения законом отводятся два рабочих дня.
Кстати:
В Иркутске работает около 30 управляющих компаний, но только 14 из них имеют свои сайты. Между тем, все УК с формой собственности ОАО должны вести собственный интернет-ресурс, для ООО это не обязательно. Мониторинг сайтов показал, что ни одна управляющая организация до сих пор не обнародовала годовой бухгалтерский отчёт за 2010 год. Нигде не представлены и списки домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в минувшем году. Пока имеется только общая информация о девяти иркутских компаниях, когда дойдёт очередь до УК из других городов области - вопрос открытый. Что касается ТСЖ, о них в 731-м постановлении правительства речи не идёт.