Забайкалье, 6 декабря - АиФ-Забайкалье. В поисках ответа горожане зачастую обращаются в управление регулирования цен и тарифов краевой столицы, которое с августа этого года стало проводить проверки в ТСЖ и управляющих компаниях Читы.
О том, какие нарушения выявили специалисты и насколько управляющие компании города правильно рассчитывают размер платы за жилищные услуги, корреспонденту «АиФ-Забайкалье» рассказала Татьяна Гулько, начальник управления регулирования цен и тарифов администрации городского округа «Город Чита».
Планировали дешевле - затратили больше
«АиФ-Забайкалье»: - Татьяна Алексеевна, сколько управляющих компаний уже проверено? Насколько они были готовы к визитам специалистов?
Татьяна Гулько: - Начну с того, что поводом для проведения проверки может стать как обращение собственников помещений в многоквартирных домах, так и председателей советов многоквартирных домов, а также органов управлений товариществ собственников жилья. На сегодняшний день проверили около 10 УК и ТСЖ. С сожалением отмечу, что основная часть управляющих организаций к таким проверкам оказалась не готова. Нет порядка в документации, отсутствует учет по доходам и расходам по каждому договору управления. А, как известно, по Жилищному кодексу договор управления заключается с собственниками каждого многоквартирного дома. Поэтому нам приходится поднимать всю первичную документацию - а это довольно длительный процесс, хотя на проверку отводится всего 5 дней. Многие данные приходится брать просто по расчету, так как нет сведений, подтверждающих расходы. Зато после такой проверки некоторые управляющие компании благодарят, ведь отчет им придется держать перед собственниками жилья.
«АиФ-Забайкалье»: - Какие ещё нарушения встречаются чаще всего?
Т.Г.: - Почти у всех проверяемых организаций имеются нарушения по заключению договора на управление дома, отсутствуют решения собственников по установлению размера оплаты за помещение. У большинства проверяемых нами управляющих организаций не оформлены акты выполненных работ по дому, которые должны быть подписаны представителями совета дома. Отчеты, которые отдельные управляющие компании предоставляют гражданам по их обращениям, не отражают фактических расходов по видам услуг. Даются общие суммы расходов без разбивки по тем или иным работам, предусмотренным договором.
При анализе фактических расходов на оказание установленных в общем перечне работ и дополнительных услуг по содержанию и ремонту помещений многоквартирного дома, (на основании которых устанавливались размеры платы за помещение) выявлено как превышение расходов по отдельным статьям, так и экономия средств по факту оказания услуг.
Свои деньги вернуть несложно
«АиФ-Забайкалье»: - Почему так получается?
Т.Г.: - Трудно управлять домом так, чтобы все было в идеале. Такая же ситуация бывает и с семейным бюджетом: планировали купить что-то дешевле, а на самом деле затратили больше. Бывают и аварийные ситуации, когда срочно нужно приобрести какие-то материалы. Порой возникает необходимость использовать больше средств по основным статьям расходов. Только имейте в виду, что, когда управляющая организация направляет на оплату услуг по управлению жилищным фондом в 2-4 раза больше, чем это предусмотрено договором, тут уже собственникам стоит задуматься и решать вопрос о возврате этих средств.
«АиФ-Забайкалье»: - Следующий вопрос интересует многих наших читателей. Насколько правильно управляющие компании начисляют плату за электроэнергию по счетчикам за общедомовые нужды?
Т.Г.: - Начиная с сентября, в управление поступает большое количество обращений, жалоб, телефонных звонков по данному вопросу. В середине ноября были проверены две управляющие организации по правильности начисления платы за общедомовые нужды (ОДН). Учитывая, что ОДН начисляется по нормативам потребления электроэнергии в местах общего пользования, площади лестничных клеток и маршей, а также общей площади всех жилых помещений дома, нами проверена правильность применения данных показателей при расчетах. В ходе проверки были выявлены незначительные отклонения по площади мест общего пользования по сравнению с техническим паспортом на данный дом. Управляющая организация приняла наши рекомендации и произвела перерасчет жителям, начиная с сентября. А в одной управляющей компании вообще не был представлен технический паспорт дома, не были надлежащим образом оформлены документы по замеру площади лестничных клеток, то есть правильность начисления ОДН вообще не подтверждена. Сейчас им рекомендовано сделать копию техпаспорта и правильно произвести расчеты. После чего управляющую организацию ждёт ещё одна проверка.
«Требуйте положенные вам услуги!»
«АиФ-Забайкалье»: - А что тогда делать горожанам, чтобы на их неведении никто не наживался?
Т.Г.: - Быть внимательными и неравнодушными. Напомню, даже при правильном начислении управляющая компания не всегда оказывает услуги надлежащего качества, либо делает это несвоевременно, а то и совсем их не оказывает. В этом случае собственники должны самостоятельно в соответствии с пунктами 7 и 8 «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения», утвержденных Постановлением № 491 Правительства РФ от 13 августа 2006, обратиться с заявлением в свою управляющую компанию и добиться от них безусловного оказания всех видов услуг или, в противном случае, сокращения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Заявление может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации. При личном обращении на экземпляре заявления делается отметка о дате его приема и проставляется регистрационный номер согласно журналу регистрации заявок.
Однако надо понимать, что выполнение всех работ управляющей компанией напрямую зависит от своевременно проведенных жильцами платежей за жилищные услуги. А как показала практика, зачастую с жалобами к нам обращаются граждане, имеющие огромную задолженность перед управляющими организациями и не предпринявшими никаких мер по ее сокращению законным путем. Подчеркну, если ваша управляющая организация никак не реагирует на обращения, то следует задуматься, а стоит ли платить такой компании, или можно найти более добросовестную.
«АиФ-Забайкалье»: - В заключение нашей беседы не могу не спросить о том, чего нам ждать от нового года? Говорят, с 1 января 2013-го повысятся тарифы на услуги ЖКХ.
Т.Г.: - С 1 января 2013 года повышение тарифов на услуги ЖКХ в Чите не произойдёт. Но их рост произойдёт с 1 июля будущего года. Точная цифра повышения пока не установлена.