«В 11 лет у меня умерла мама, в 12 папа пропал без вести. Дальше был детдом, училище… улица» - с таких строк начинается письмо, которое пришло в нашу редакцию от Любы Михайловой из Ангарска.
Выйти на работу Люба не может: сидит с ребёнком. Устроить дочь в детский сад не получается: льгота есть, а медицинского полиса нет. Без прописки его не получишь. Такая цепная реакция загонит в тупик любого, даже самого сильного духом человека. Не прибавляет оптимизма и очередь на квартиру под номером 675. Понятно, что ждать заветных квадратных метров предстоит ещё не год и не два. Конечно, можно подать в суд на местные власти, но будет ли толк? Когда в муниципалитете нет свободного жилья, судебные решения, принятые в пользу сирот, могут годами пылиться на полках в чиновничьих кабинетах.
Приют для отчаявшихся
Выход видится один - обратиться в приют для выпускников детских домов, который содержит в Ангарске благотворительный фонд «Семьи - детям». Здесь сиротам дают кров, помогают с работой и восстановлением документов. Бывшие детдомовцы стекаются в приют со всей области, потому что подобного учреждения в регионе больше нет нигде. Конечно, условия предлагаются спартанские: комната на 2-3 человека со старенькой мебелью и едва тёплыми батареями, общая кухня, душ на этаже, обшарпанные стены в коридоре, тёмная шатающаяся лестница. Но те, кто хоть раз ночевал на улице, и этому рады. Только за минувший год через фонд прошло 70 человек. Их судьбы словно писаны под копирку: остались без родителей, попали в детдом, выучились на каменщика, швею или повара, отправились в свободное плавание и чуть не утонули. В безденежье, одиночестве и отчаянии…
24-летняя Дарья Бойко живёт в приюте второй месяц с тремя сыновьями и мужем. Он тоже сирота. 6 лет семья справлялась сама, снимала квартиру, но потом муж заболел, нужны были деньги на лечение, аренду молодые родители не потянули.
- Я встала на очередь на жильё примерно полтора года назад, - рассказывает Даша. - Сначала гоняли из городской администрации в районную, наконец поставили на учёт и даже выделили квартиру. Только жить в ней невозможно. Двухэтажный деревянный барак, клопы прямо по стенам бегают, ни батарей (они просто вырваны), ни кафеля, окна сгнившие, двери болтаются. Естественно, мы отказалась от такого жилья. Благодаря шумихе в СМИ (по местному телевидению тогда показали сюжет) сейчас мне обещают трёхкомнатную квартиру в посёлке Майский, на этот раз с нормальным ремонтом. Все документы почти готовы.
Костя Литовченко |
У 19-летнего Кости Литовченко ситуация сложнее. Ему квартира «не светит», поскольку у парня есть закреплённое жильё в Усть-Илимске, где проживают его родители. Они отказались от малыша при рождении и сейчас не собираются признавать сына, а тем более пускать его на порог дома.
Костя в приюте уже три года, для новичков он наставник и первый помощник.
- Выйдя из интерната, большинство не знают, куда идти, что дальше делать. В результате оказываются на улице. А там начинают воровать (кормиться ведь как-то надо), пить, хулиганить. Поменять свою дорогу потом уже очень сложно, - рассуждает парень.
«Дети-потеряшки»
Анна Садовская |
- Мы долго доказывали существование таких ребят. Чиновники в голос заявляли: нет у нас бомжей и беспризорников. Конечно, никто брак в своей работе признавать не желает, - говорит руководитель фонда «Семьи - детям», член Общественной палаты Иркутской области Анна Садовская.
Как же так получается, что выпускники детских домов оказываются на улице? Всему вина - равнодушие и недобросовестная работа социально-образовательных учреждений, в которых воспитываются сироты, уверена Анна Вячеславовна.
- Социальный педагог обязан своевременно - ещё в 14 лет поставить сироту в очередь нуждающихся в жилье. Подчёркиваю: в очередь, а не в реестр, который ничего не даёт, это просто список. По закону одно из условий для предоставления жилья сиротам - наличие прописки. Пока ребёнок находится в интернате или учится в училище, у него есть временная прописка, - поясняет эксперт. - Важно, чтобы к выходу из интерната ребята значились на учёте. Но этого не делается. У нас масса таких «потеряшек». Когда ребята спохватываются после окончания училища, у них никто документы уже не принимает. Бывали и такие случаи, когда сотрудники КУМИ вытаскивали из личного дела нужную справку и возвращали сироте документы с отказом. А куда он пойдёт жаловаться? У него нет защитников. Администрация не заинтересована в предоставлении жилья, потому что у муниципалитета нет столько помещений. Сегодня всё приватизировано.
Между тем цифры, которые приводит министерство социального развития, опеки и попечительства, пугают. На сегодняшний день в Иркутской области в очереди на жильё стоят 10,8 тысячи сирот, почти 7,5 тысячи из них достигли возраста 18 лет и имеют право уже сейчас получить квартиру. Если учесть, что в год выделяется не более 400 квартир, последний в списке получит заветные квадратные метры через… 25 лет.
Как встать на учёт?
1. Напишите заявление в органы опеки и попечительства по месту жительства о желании воспользоваться льготой на получение жилья. Вам понадобятся следующие документы:
- паспорт с регистрацией;
- документы, подтверждающие, что вы завершили обучения в детдоме, учреждении профобразования, либо отслужили в армии по призыву, или отбыли наказание в исправительном учреждении;
- решение органа опеки и попечительства или решение суда о признании вас полностью дееспособным;
- документы о том, что вы не имеете собственной жилплощади (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество);
- документ о том, что у вас нет закреплённого жилья.
2. Возьмите в администрации расписку о том, что вы подали заявление и необходимый пакет документов. Решение о постановке на учёт должно быть принято в течение 30 дней, результат заявителю сообщают в письменном виде. Очередь на предоставление жилых помещений формируется в хронологической последовательности. Если два человека обратились с заявлением в один и тот же день, они указываются в списке в алфавитном порядке. Необходимо помнить: если сирота не встанет на учёт до 23 лет, он утратит право на получение жилья. Чаще узнавайте о продвижении очереди, иначе заветных квадратных метров можно не дождаться.
3. Если квартиру не дают, обращайтесь в суд по месту жительства. Судебная практика по такого рода делам стабильна - как правило, решение принимается в пользу сироты.
4. Не соглашайтесь на любое жильё. На одного человека положено 33 кв. метра. Квартира или дом должны находиться в том муниципалитете, где вы проживаете и стоите на учёте. Жилое помещение должно быть изолированным, благоустроенным применительно к условиям данного населённого пункта и пригодным для постоянного проживания (т.е. отвечать установленным санитарным и техническим правилам, нормам).
Комментарий
Уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Светлана Семёнова:
Светлана Семенова |
- Поступающие в мой адрес обращения говорят о том, что дети-сироты, выходя из государственных учреждений, сталкиваются с одной и той же проблемой: они не могут вселиться в жильё, которое когда-то на бумаге за ними закреплялось. Это связано и с изменениями законодательства, и с бесконтрольностью со стороны компетентных органов, из-за чего жилые помещения приходят в негодность.
Между уровнями власти, особенно на местах, нет инициативы о защите интересов детей-сирот. В результате один контролирует, другой ответственный, а работы реальной нет. И дети приходят к развалинам своих домов. Имея на руках документы о закреплении жилья, выпускники детдомов не вправе встать на учёт и получить новую квартиру.
Чтобы решить эту проблему, аппарат уполномоченного реализует межведомственный проект «Защита жилищных прав детей-сирот». Мы проводим во всех муниципалитетах обучающие семинары для специалистов, работающих в данной сфере, оказываем методическую помощь, ведём правовое и консультационное сопровождение. Кроме того, отрабатываем все обращения детей-сирот, тщательно разбираясь в каждой конкретной ситуации.