Анализируя некоторые судебные решения, принимаемые в современную эпоху, приходится признать, что наше правосудие далеко от совершенства, поскольку не всегда принятые в ходе судебных процессов решения соответствуют действующим законам.
Иногда создаётся впечатление, что феодальный строй не такое уж далёкое прошлое. Ведь тогда (как, впрочем, и сейчас) случалось - прав тот, у кого больше денег и меньше совести. Именно так устраивали свои дела средневековые сюзерены.
Как ни далёкой может показаться аналогия, но к ситуации, возникшей вокруг ООО «Карьер «Перевал», это имеет непосредственное отношение.
Из истории вопроса
Напомним, что в 2007 году холдинг «Сибирский цемент» и группа компаний РАТМ заключили политическое соглашение, поделив управление двумя активами бывшего Ангарского цементно-горного комбината - ООО «Ангарский цемент» и ООО «Карьер «Перевал» - по принципу паритета. Заметим, что АЦГК поделил на два предприятия в 2004 году бывший генеральный директор. Постфактум советы директоров и ООО «Ангарский цемент», и ООО «Карьер «Перевал» утвердили это решение, которое в то время ни у кого не вызывало сомнения. Всем несогласным с таким разделением можно было высказывать свои претензии в течение трёх лет с момента свершения сделки, но возражения возникли почему-то только сейчас, по прошествии пяти лет. Но об этом ниже. Вернёмся в 2007 год, когда «Сибцем» и РАТМ пошли на компромисс, поделив сферы влияния: на «Ангарском цементе» РАТМу досталось 50,1% акций, «Сибирский цемент» получил пакет в 49,9%, на «Карьере «Перевал» распределение пакетов произошло с точностью до наоборот.
С 2004 по 2009 год «Карьер» стабильно работал и уверенно набирал обороты при существенных финансовых вливаниях «Сибцема». Была модернизирована вся производственная база, отремонтированы мощности, закуплено новое оборудование.
Результат не заставил себя ждать: выросла прибыль, а, значит, зарплата, налоговые отчисления, выправилась социальная сфера.
Судебные парадоксы
В марте в Арбитражный суд Иркутской области был подан первый иск от группы компаний, подконтрольных РАТМу, о
признании недействительным решения о выделении «Карьера «Перевал» в самостоятельное юридическое лицо. Напомним, что с тех пор прошло пять лет. С этого момента открывается новая страница в саге о стиле работы РАТМа. Страница-то новая, а методы всё те же. Обратившиеся в суд предприятия никакого отношения к АЦГК и «Карьеру «Перевал» на момент разделения не имели, поэтому Арбитраж их требования не удовлетворил.
Но был найден миноритарный акционер Андреев, владеющий пакетом в целых 0,01% акций. От его лица выступает господин Стефановский, занимающийся в РАТМе юридическими вопросами. 5 мая в суд подан иск, подписанный Стефановским, в котором он требует защитить права господина Андреева. Источник на ООО «Карьер Перевал» утверждает, что свой мизерный пакет Андреев якобы продал ещё до судебного разбирательства. В связи с этим ООО «Карьер Перевал» просило суд затребовать документы данной сделки, но судья Н.П. Андриянова отказала в этом, признала Андреева соистцом (что на тот момент являлось новеллой в арбитражном процессе) и вынесла решение удовлетворить заявленные требования.
При этом карьер «Перевал», которого этот процесс непосредственно касается, привлекался к делу лишь в качестве
третьей стороны, что лишило его возможности на процессуальную защиту. Другими словами, в данной ситуации ответчиком должно было стать не ОАО»Ангарскцемент», а ООО «Карьер «Перевал». Что позволило бы ему заявить в суде о сроках давности по иску. Участие ООО «Карьера «Перевал» в качестве третьего лица лишило его возможности на самостоятельные заявления в ходе процесса, а значит, на защиту своих прав. О как это напоминает средневековье, когда участнику процесса даже формально не давали слова!
Абсурд ситуации заключается в том, что это решение никаких правовых последствий для карьера «Перевал» не несёт - предприятие может работать и дальше, никто не станет его ликвидировать. Но РАТМ, сособственник ООО «Карьера «Перевал», направил силы и средства, чтобы убедить общественность в том, что, предприятие якобы работает незаконно, что карьер как самостоятельное юридическое лицо не имеет права на существование, а это в свою очередь породит страх и сомнение в Слюдянке. СМИ писали на эту тему неоднократно.
Принятые судебные решения лишь усиливают нервозную обстановку. При этом никто не учитывает истекшие сроки давности по делу. Обращение карьера «Перевал» в четвёртый апелляционный суд г. Читы только усиливает странность ситуации.
Судья О.А. Куклин вёл заседание всего семь минут, которых ему было достаточно, чтобы понять ситуацию и оставить предыдущее решение в силе. Карьер «Перевал» ещё раз обратился с ходатайством истребовать у нотариуса копию договора о продаже Андреевым своих акций. Суд очередной раз проигнорировал данное ходатайство.
Федеральный арбитражный суд отказался удовлетворить жалобу «Сибирского цемента», но разъяснил при этом, что карьер будет работать также, как работал прежде.
Сухой остаток
Кстати говоря, действующим законодательством в июле 2009 года сроки давности по подобным искам сокращены вдвое - до трёх месяцев. Федеральный законодатель делает это для того, чтобы сократить поток аналогичных данному прецеденту жалоб, которыми завалены суды. К сожалению, закон вступит в силу только в октябре, а до этого момента все руководствуются старым законодательством.
Сложившаяся парадоксальная ситуация может обернуться для карьера новыми неприятностями и в ближайшие дни будет обжалована в Высшем арбитражном суде РФ. Во избежание любых захватнических попыток «Сибирский цемент» направил уведомительные письма о сложившемся положении губернатору Иркутской области Д. Мезенцеву, прокурору Иркутской области И. Мельникову, начальнику Управления ФСБ России по Иркутской области С. Старицыну. Как говорится, кто предупреждён, тот вооружён.
Сколько бы ни говорили о снизошедшей на нас наконец «стабильности», а разворачивается очередной раунд передела собственности.
Многие помнят ожесточённые «лесные войны» в 2002-2004 годах, многочисленные скандалы с удачными и не очень
попытками захвата целого ряда предприятий - лесного, металлургического, строительного комплекса в Иркутской
области. Наступившее пару лет назад успокоение, как видно, оказалось всего лишь периодом затишья. В последние год - полтора вновь зафиксированы «набеги» на крупнейшие предприятия лесохимии, производства строительных материалов.
Такое предприятие, как «Карьер Перевал», не может остаться без внимания рейдеров.
Возможно, точку в этом деле поставит Высший арбитражный суд РФ.
Последние пять лет «Карьер Перевал» стабильно работал и уверено набирал обороты при существенных финансовых вливаниях «Сибцема».