Уже месяц бывшие и настоящие работники СХПК «Еланцинский», что находится на территории Ольхонского района, пишут заявления прокурорам, главам, депутатам района, области и даже страны с тем, чтобы оспорить признание кооператива банкротом.
- Если кооператив обанкротят, мы со старухой вообще никому не будем нужны, - говорит 75-летний чабан, отец восьмерых детей Сергей Азарганов. - Овец распродадут по смешной цене. В решении арбитражного суда один баран оценён в 289 рублей 16 копеек, тогда как на базаре он стоит минимум 3,5 тысячи.
Уже 50 лет Сергей Силикович пасёт овец. Сейчас в его отаре около 500 баранов, из них половина - совхозные. Живёт старик с женой и сыном в маленьком домике в продуваемой байкальскими ветрами степи. Что будет с чабанскими стоянками и людьми, которые на них работают, после ликвидации сельхозкооператива, выясняла корреспондент «АиФ в ВС».
Председатель «запудрил мозги»
«Еланцинский» оказался в ситуации банкротства с «лёгкой руки» председателя Романа Хадеева. По мнению селян, он ввёл в заблуждение не только работников предприятия, но и областной арбитражный суд. Дело в том, что решение о финансовой несостоятельности сельхозпредприятия было принято 12 августа 2009 года, а работники кооператива ознакомились с ним только в начале октября. Более того, они не были проинформированы о подаче соответствующего заявления в арбитражный суд. Хотя по закону только на общем собрании коллектива можно принимать такие решения. Не станем скрывать: внеочередное общее собрание проводилось, однако не 19 июля 2009 года, как указано в судебном решении, - тем же числом, но годом ранее. Кроме того, по словам аграриев, тогда и речи не было о добровольной ликвидации кооператива, а обсуждался вопрос о реорганизации СХПК «Еланцинский».
- Наш председатель - отличный оратор, он мог просто «запудрить мозги» людям. Учитывая то, что большинство работников кооператива - простые, юридически неграмотные люди, то сделать это было совсем несложно. Вот все присутствующие на собрании и подписали протокол, не читая его, - считает Агафья Галзутова, которую жители Еланцов делегировали для защиты своих интересов в вышестоящих инстанциях.
Она сейчас каждый день мотается в Иркутск, обивает пороги чиновников, чтобы добиться справедливости.
Члены сельскохозяйственного кооператива озабочены тем, смогут ли они получить свои паевые земли. 349 долевых собственников согласно постановлению мэра Ольхонского района от 4 ноября 1994 года должны получить по 6 га земли - 3 га сенокоса и 3 га пашен. Всего 2100 га. Однако на сегодняшний день только 7 человек оформили в собственность по 0,3 га угодий и два человека по 6 га.
Как получить свои 6 га земли?
- Как пайщица я возмущена тем, что совхоз банкротят. В течение года председатель просто бездействовал и обманывал народ, - говорит Лариса Рыкова, работающая в «Еланцинском» с 1977 года. - Я всю жизнь отдала этому хозяйству, а в итоге осталась ни с чем. И что самое ужасное, я не знаю, с кого спрашивать положенные мне 6 гектаров. Дело в том, что назначенный решением суда конкурсный управляющий Андрей Ефанов ни разу не появлялся в Еланцах, он не желает встречаться с пайщиками и давать им какие-то разъяснения. (Наши попытки связаться с ним и Романом Хадеевым по телефону также не увенчались успехом. - Ред.)
А тем временем спекулянты уже начали скупать у пайщиков свидетельства на землю по цене 30-50 тысяч рублей за гектар.
- Людям говорят: «Вы всё равно не получите землю, поэтому лучше продайте её», - поясняет Агафья Антоновна. - Идёт преднамеренное банкротство кооператива и рейдерский захват земель. Если раньше совхоз являлся гарантом того, что пайщикам всё-таки выделят положенные участки, то сейчас в этом нет никакой уверенности.
Неизвестна также судьба 148 неприватизированных домов, в которых проживают работники «Еланцинского». «Я живу в доме, принадлежащем СХПК, и не знаю, смогу ли оформить жильё в собственность, - делится Мария Богомоева. - Боюсь остаться со своей семьёй на улице. Выходит, что арбитражный управляющий в любой момент может просто продать неприватизированные дома с молотка».
Власть с народом заодно
Местные власти в курсе всех происходящих событий и тоже не приветствуют банкротство СХПК. Глава Еланцынского муниципального образования Владислав Романов убеждён, что в данной ситуации нарушены права работников сельхозкооператива.
- Председатель СХПК не приложил никаких усилий, чтобы реанимировать хозяйство. Если он собирался банкротить предприятие, то нужно было сначала отрегулировать все земельные вопросы, - считает Владислав Владимирович. - Можно было бы приветствовать банкротство, если бы людям были выделены все паевые земли. А сейчас получается, что привлекательные для туризма участки на побережье Байкала скупают люди со стороны, а наши односельчане ущемлены в своих правах. Очевидно, если СХПК обанкротят, то его имущество за копейки скупят заинтересованные в этом люди.
Глава признаётся, что не может оказать какое-то влияние на процедуру банкротства: это прерогатива арбитражного суда.
Мэр Ольхонского района Николай Мотошкин тоже считает, что работников сельхозкооператива наглым образом обманули.
- Коллектив под давлением председателя принял решение о ликвидации СХПК. Без сомнения, кому-то это банкротство выгодно, - подчеркивает глава района. - Мне, например, непонятно, на каком основании Ольхонская районная налоговая служба совершенно бесплатно сейчас занимает здание бывшей конторы кооператива. В то время как на 2-3 миллиона рублей, вырученные за аренду данного помещения, можно было покрыть часть долгов.
Мы обратились за разъяснениями в УФНС по Иркутской области и получили ответ, что между СХПК «Еланцинский» и Ольхонской налоговой службой заключён договор совместной деятельности, согласно которому налоговая служба в счёт арендной платы содержит здание, ремонтирует его, отапливает, гасит коммунальные платежи.
Инициативная группа бессильна
По словам Николая Мотошкина, инициативная группа СХПК «Еланцинский» 27 ноября проведёт общее собрание, на котором будут присутствовать представители местной власти, председатель, арбитражный управляющий и коллектив сельхозкооператива.
- Мы намерены обсудить вопрос, на основании каких документов работники кооператива могут получить паевые земли и приватизировать свои дома, - пояснил мэр.
Пока же селяне собирают подписи к заявлению об отмене судебного решения. В списке уже 150 фамилий. Однако подать апелляцию в суд может только прокуратура Иркутской области.
- Поэтому сейчас мы надеемся только на общественный резонанс этого дела и поддержку со стороны региональной власти, - отмечает Агафья Галзутова.
Редакция будет следить за развитем событий.