Примерное время чтения: 5 минут
130

Близится к развязке конфликт совладельцев предприятия по производству цемента

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. «АиФ - В Восточной Сибири» 28/04/2010

Ситуация, на первый взгляд, стабилизировалась. По крайней мере, на словах.

Чтобы извлекать, нужно вкладывать

В настоящее время ведутся разговоры о том, что к концу 2010 года закончатся геологоразведочные работы на Быстринском месторождении и этот объект начнёт полноценно работать. Подразумевается, что Быстринский карьер будет мощнее, чем «Перевал» и с его помощью серьёзно увеличатся поставки сырья. Но слишком уж нереальные сроки обозначены представителями ОАО «АЦГК».

Быстринское месторождение располагается в 13 километрах от города Слюдянка и 92-х от Иркутска. Его площадь 5,6 квадратных километров. Оно было открыто в 1974 году специалистами Института земной коры СО РАН. В 1980-х годах там проводились изыскательские работы и была составлена геологическая карта. Прогнозные ресурсы участка оцениваются в 630 миллионов тонн мраморизированных известняков, являющихся высококачественным сырьём для цементной промышленности. Но для того, чтобы перевести эти прогнозные ресурсы в промышленные запасы, необходимо провести геолого-разведочные работы и поставить запасы полезных ископаемых на государственный баланс. На всё это необходимо 3-4 года времени и не менее 100 млн рублей затрат.

«Просторожили» объект

Исследованием и подготовкой месторождения занимаются геологи Ангарской геологической экспедиции ГП «Иркутскгеология». Договор между Ангарской геологической экспедицией и ООО «Быстринское» был заключён ещё в мае 2008 года. Но, как известно, практически весь 2009 год геологи «просторожили» объект, потому что финансирование закончилось ещё в январе 2009 года.

- С февраля 2010 года на объекте возобновились работы, - рассказывает ответственный исполнитель за исследования на Быстринском месторождении ведущий геолог Анатолий Романченко. - Пробурили семь скважин. Сейчас буровая временно выводится из эксплуатации, потому что будем заниматься дорогами.

Хотя работы и возобновились, но чётко обозначить сроки их окончания сегодня нельзя. В 2010 году геологи должны закончить полевые работы, но при условии соблюдения всех договорных обязательств со стороны ООО «Быстринское». К тому же, когда исследования будут закончены, потребуется значительное время на официальное их утверждение. Только на это уйдёт около года. Еще столько же потребуется на разработку нового технико-экономического обоснования. В результате, очевидно, что ввести объект в эксплуатацию к 2011 году, в чём всех так долго убеждает Андрей Лужнов, никак не получится. И похоже, что обещания через год запустить добычу на «Быстринке» - отличительная особенность «ратмовского» стиля необоснованных заявлений и подтасовки фактов.

Поможет ли заграница?

С другой стороны, в данной ситуации многое зависит от финансирования проекта. А этот вопрос до сих пор остаётся открытым. Как известно, в 2009 году холдинг «РАТМ» планировал занять денег на развитие цементного бизнеса у китайской государственной корпорации «Машимпекс». Строительство нового завода мощностью 1,3 миллиона тонн на месторождении «Быстринское» оценивалось в прошлом году общими инвестициями в проект на сумму около 250 миллионов долларов. Но на сегодняшний день его пытаются реализовать за счёт средств самой компании. Правда, есть основания предполагать, что собственных средств хватит в лучшем случае лишь на старт-ап, а для остального нужны инвестиции извне.

В ходе переговоров с китайскими фирмами обсуждалось финансирование всего проекта, при этом был вариант использования китайской рабочей силы и части китайского оборудования совместно с европейским. Но это уже неактуально. Как отметил президент холдинга Эдуард Таран в эфире РБК-ТВ в апреле 2010 года, сейчас ведутся переговоры о привлечении как контрольных инвесторов, так и стратегов. Между тем долг геологам на сегодняшний день всё ещё составляет несколько миллионов рублей.

Время уходит

Кроме исследований, для запуска проекта требуется построить как минимум нормальные дороги, цеха первичного и вторичного дробления и многое другое, то есть всё то, что уже есть на карьере «Перевал», а это и при хорошем финансировании может затянуться на годы.

Прорабатывается ещё один вариант - закрытой конвейерной транспортировки сырья с Быстринского месторождения на карьер «Перевал». Возможно, это исключит негативное воздействие на природу и ускорит ввод нового промышленного объекта в эксплуатацию, но и этот проект тоже требует времени, в первую очередь для разработки и утверждения, и как минимум год на реализацию, с учётом уже выполненных геологических работ и утверждённым ТЭО.

Поскольку кризисные времена ещё не закончились, то именно финансирование может стать одной из главных причин, по которым сдача нового промышленного объекта затянется на несколько лет. Тут стоит заметить, что «Сибирский цемент», который обвиняют в неумении работать, тем временем запустил в промышленную эксплуатацию новый объект на своём основном предприятии ООО «Топкинский цемент» - вращающуюся печь № 5.

Благополучие лишь на бумаге

Резюмируя приведённые факты, очевидно, что общая картина не так оптимистична, как её пытаются обрисовать представители РАТМа. Всё замечательно лишь на бумаге и на словах, но на практике не так гладко и безоблачно. Ведь с финансовой и технической точки зрения, а также и временной рамки ввода в эксплуатацию уже сейчас выходят за 2011 год и передвигаются минимум до 2013-2014 года, а возможно и ещё на более отдалённую перспективу. К тому же, экономический кризис вносит свои коррективы. Шумиха в прессе совсем не гарантирует осуществление красивых планов на деле.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах