С 2012 года военный гарнизон в Приангарье может сделаться их новым домом. Это третье укрупнение авиационной части за минувшие два года. Ранее на «Белую» перебросили из Приморья авиационный бомбардировочный полк, затем - транспортную эскадрилью из-под Иркутска. Всё соответствует политике Министерства обороны: меньше авиабаз - значит лучше…
Александр, в прошлом военный, водит рукой по карте бывшего СССР. Показывает вдоль границ полки и дивизии дальней авиации, теперь уже тоже бывшие. Когда-то на страже родины их стояло больше десятка, сегодня всё это великолепие укрупнили до четырёх авиабаз: по две с востока и с запада от Урала.
Трудно быть… военным
В прошлом году волей Министерства обороны в каждой из этих пар решили определить ведущего и ведомого. Так, главной за Уралом стала авиабаза с невосточным названием «Украинка», вполне сопоставимая с нашей «Белой». Тем не менее, «Белая» с декабря 2010-го - ведомая в двойке.
Командир гарнизона «Белая», гвардии полковник Виллингтон Цыренгармаев заверяет, что после такого преобразования финансирование сохранилось в полном объёме, не изменились зарплаты ни у лётчиков, ни у техников. В то же время, приходилось слышать мнение, что зарплаты многих военных после этого министерского манёвра всё-таки пострадали.
Теперь «Белая» готовится принять новых лётчиков и техников. Евгений, старший лейтенант и помощник командира воздушного судна, прилетел сюда в составе первых трёх экипажей. Если придётся перебираться в Приангарье, пилот беспокоится по поводу будущей квартиры - в посёлке Средний дома в непригодном состоянии: пустующие десять лет, их можно увидеть по пути в воинскую часть. А в Усолье, до которого на общественном транспорте около часа езды, Евгению могут предложить только съёмную квартиру. Из двенадцати прибывших с ним лётчиков-тихоокеанцев у одиннадцати есть семьи.
«Наживной» ресурс
Наконец, один из главных вопросов, который многие хотят задать, говоря о безопасности страны, - на чём будут летать наши военные на новых, оптимизированных авиабазах? Собственно, на том же, на чём и раньше. Ниша дальних бомбардировщиков, по словам авиационных специалистов, сегодня не занята. В нашей стране так и не появилось самолёта, способного превзойти уже снятый с производства Ту-22М3, на котором летают на «Белой». А более лёгкий Су-34, который многие рассматривают как вариант замены, уступает долётывающим свой ресурс «Туполевым» по боевым задачам.
- Действительно, ресурс техники год от года уменьшается. Но ресурс - понятие наживное, так же как техосмотр для автомобиля. Его можно продлить, если провести определённые технические процедуры, - считает Виллингтон Цыренгармаев. - Могу привести простой пример: самолёт Ан-12 в вооружённых силах страны - уже более 50 лет. И до сих пор летает, хотя его как таковой уже не производят, а только ремонтируют.
Сейчас инженеры «Белой» занимаются ремонтом нескольких Ту-22М3, которые базируются на аэродроме Тихоокеанского флота. Эти самолёты - примерно ровесники крылатых машин, летающих сегодня под Усольем, но из-за морского климата они быстрее изнашиваются. Вероятно, технику скоро передислоцируют в Сибирь, оставив при этом без дальней авиации тихоокеанский аэродром, где они базировались…
Описывая своё отношение к проблеме, один из героев этого материала сказал: «Оптимизировали до безобразия». Верное, как нам показалось, выражение, описывающее всю ситуацию в целом.
Кстати:
23 июня в небе над Приангарьем впервые можно было увидеть «белых лебедей». Так называют самые большие в мире сверхзвуковые самолёты Ту-160. За всю историю нашей страны их было построено 35, сегодня осталось 16. Ту-160 - единственная в мире модель самолёта, где каждая крылатая машина имеет своё имя. В рамках военных учений на «Белую» из Энгельса прибыли два самолёта - «Василий Решетников» и «Василий Сенько».