Напомним, на декабрьском заседании коллегии Минобрнауки контрольные цифры приёма абитуриентов-2012 решено было оставить на уровне прошлого года - это почти 500 тыс. человек. Однако произошло перераспределение бюджетных квот: магистратуре добавили 8,7 тыс. мест, отняв их у бакалавриата и специалитета.
Представители иркутских университетов неохотно соглашались комментировать «фурсенковское» заявление, поскольку документально оно не оформлено. Тем не менее, некоторыми мыслями на сей счёт они с «АиФ в ВС» поделились.
- Если рассуждать в масштабах государства, то, наверное, это правильный ход, а если в масштабах нашего вуза, то не очень. Хотелось бы, чтобы количество бюджетных мест сохранилось и чтобы каждый выпускник школы имел возможность поступить в высшее учебное заведение не за деньги, - отметила проректор по учебной работе ВСГАО Марина Паромонова. - Однако в вузах должны учиться именно лучшие ребята, а не те, кто имеет «двойки»-«тройки» в аттестатах - у нас же нет всеобщего высшего образования. Поэтому у государства есть все основания для ужесточения конкурсного отбора. Тогда люди с университетскими дипломами будут реально формировать элиту страны.
Вообще, согласно закону, в среднем на 10 тысяч населения должно приходиться 170 студентов, подготовленных за счёт государственных средств, а у нас сегодня, по оценкам специалистов, все 500. Так что политика Минобрнауки направлена, вероятно, на приведение данных показателей в соответствие - отсюда и ежегодное сокращение примерно на 5% бюджетных мест в российских вузах.
- Что касается нашего университета, то в ближайшее время сокращения бюджетных мест мы не ожидаем - по крайней мере, от учредителя никакой информации не поступало. У наших выпускников в принципе нет проблем с трудоустройством. Напротив, есть дефицит кадров, особенно на селе, - подчеркнул проректор по научной работе Иркутского государственного медицинского университета Александр Ботвинкин. - А вот юристов и экономистов, которых одновременно выпускают несколько иркутских вузов, в том числе коммерческие, предостаточно. Конечно, образованные люди любой стране нужны, но здесь необходимо ориентироваться в первую очередь на заказ работодателя.
В связи с этим, считают эксперты, как раз стоит подумать о возможности сокращения бюджетного набора на самые «ненужные» рынку труда профессии. А вот будущим педагогам, врачам, технологам, инженерам, работникам культуры и ресурсодобывающих предприятий следовало бы дать больше шансов на бесплатное обучение.
Очевидно одно: любые изменения в сфере образования следует осуществлять по принципу «семь раз отмерь, один - отрежь».
Кстати:
Российский студенческий союз не поддерживает идею Андрея Фурсенко. По мнению главы организации, Артёма Хромова, она противоречит социальным обязательствам, которые берёт на себя государство: основополагающими принципами должны оставаться общедоступность и качественность образования. По его мнению, сокращение бюджетных мест в учебных заведениях поднимет волну протестных настроений в студенческой среде. Решать же проблему активист предлагает не за счёт выпускников школ, а благодаря снижению зарплат чиновников и сотрудников администрации вузов.
Комментарий:
Проректор по качеству Иркутского государственного лингвистического университета Елена Апанович:
- Для нашего университета, как, наверное, и для любого вуза страны, предложение о сокращении бюджетных мест оптимизма, безусловно, не вселяет. Тем более что на сегодняшний день пока не ясен механизм прямой зависимости повышения зарплаты профессорскому-преподавательскому составу от сокращения госзаказа. Кроме того, аргумент, основанный на демографическом сжатии, также не вполне очевиден: в области образования и педагогики, к примеру, прогнозируется рост кадровых потребностей в связи с повышением рождаемости вкупе с массовым «старением» преподавательского корпуса. Таким образом, пока мы не склонны расценивать доводы, обосновывающие необходимость сокращения бюджетных мест, как убедительные и очевидные.