Мы встретились с ней накануне Международного дня коренных народов, который отмечается 9 августа, и поговорили о том, как сегодня живётся эвенкам и тофаларам.
Рыночный подход не работает
«АиФ-ВС»: - Нина Глебовна, когда, на ваш взгляд, коренные народы стали нуждаться в поддержке государства?
- Особая политика по отношению к малочисленным народам появилась, когда их земли вошли в состав государства российского. Впервые законодательно о проблемах выживания аборигенов заговорил выдающийся деятель русского.
Нина ВЕЙСАЛОВА |
просвещения Михаил Сперанский. Он стал автором Устава «об управлении инородцами», который приняли в России 1822 году. Вот если бы хоть некоторые из положений этого очень мудрого документа соблюдались сегодня, мы избежали бы целого ряда проблем. А сейчас, к сожалению, из законодательства РФ изъяты многие нормы, касающиеся коренных народов.
Сегодня примитивные условия жизни эвенков и тофов не всегда дают им возможность пользоваться своими правами наравне с другими гражданами нашего региона. Уязвимость этих народов в том, что они малочисленны и проживают в тяжёлых климатических условиях Севера, вдали от центров цивилизации. Во многих сёлах и деревнях нет, например, хороших дорог до райцентров, школ, детсадов и больниц. Отсюда высокий уровень хронических болезней, большая смертность, маленькая продолжительность жизни. В Иркутской области сейчас среди таких людей практически нет долгожителей.
Читайте также: | |
---|---|
Оленевод Николай Аруниев - об эвенках, оленях и кочевых школах Малочисленные народы в Приангарье поделились своими многочисленными проблемами |
С годами теряется самобытность народов, эвенки и тофы всё чаще создают семьи с русскими, забывают родной язык и традиции.
Много проблем и в хозяйственной деятельности, которая так и не смогла перестроиться на рыночные отношения. Я убеждена, что стандартный рыночный подход здесь не приемлем. На Севере нет рынка, так как нет товарного производства. Вся уникальная северная охотопродукция (рыба, мясо оленя и лося), а также дикоросы из-за огромных расстояний и больших транспортных расходов по перевозке оказываются неконкурентоспособны. А горожане, к сожалению, часто гонятся за дешевизной, поэтому не видят дорогих, но экологически чистых продуктов. Нужно создавать определённые материальные предпосылки для успешного ведения традиционной хозяйственной деятельности.
Равенство на всех уровнях
«АиФ-ВС»: - Знаю, что представителям малочисленных народов положены определённые льготы. Например, для них держат бюджетные места в колледжах и вузах. Зачастую такая политика поощрения - только за то, что эти люди есть - приводит к негодованию общества. Почему эвенки и тофы не могут поступать в университеты на общих правах?
- Я не знаю сейчас ни одного учебного заведения в Иркутской области, где есть квоты для абитуриентов из числа малочисленных народов. Хотя это практикуется во многих регионах страны. Квотирование просто необходимо. Дети из крупных городов и районных центров имеют гораздо больше возможностей для получения качественного образования. Они могут выбрать школу, в которой хотят учиться, могут посещать дополнительные подготовительные курсы, ходить в библиотеки и т.д., а северяне всего этого лишены. Зачастую, в северных школах один учитель преподаёт и русский язык, и математику, и географию. Конечно, выпускники сельских школ не могут конкурировать с городскими детьми.
Языком цифр | |
---|---|
В России насчитывается около 250 тысяч человек, которые сохраняют образ жизни, свойственный их предкам. Это 47 коренных малочисленных народов, два из которых - эвенки и тофалары (тофы) - проживают в Иркутской области на территории восьми районов. |
И ещё, не стоит называть поддержку малочисленных народов льготами. Такого понятия нет. Есть гарантии прав. И это важно понимать. Согласно Конституции РФ все народы равны в своих правах. Допустим, вы в городе имеете возможность в любое время получить квалифицированную медицинскую помощь, а охотники и оленеводы должны преодолеть сотни километров бездорожья, чтобы попасть в сельскую больницу, где может не оказаться нужных лекарств и оборудования. Вы имеете возможность поступить в любой вуз, так как вас учили квалифицированные преподаватели, а дети Севера получают образование в малокомплектных школах, где не хватает учебников, нет компьютеров и лабораторного оборудования. Таким образом, дополнительные гарантии прав просто уравнивают условия жизни коренных малочисленных народов Севера с остальным населением региона.
Тревога за экологию
«АиФ-ВС»: - На что жалуются сами народы? Чего хотят?
Кстати: | |
---|---|
В апреле 2013 года в Иркутской области была утверждена новая программа по поддержке малочисленных народов. Её принципиальным отличием является то, что проект программы разрабатывался с учётом мнения тофаларского и эвенкийского народа. Впервые оленеводческие хозяйства малочисленных народов Иркутской области с 2013 года будут получать ежегодные субсидии за каждую сохранённую голову домашнего оленя. Общины теперь имеют возможность получить субсидии на развитие традиционной хозяйственной деятельности, на экономическую поддержку общины. Также одно из важных мероприятий - это создание территорий традиционного природопользования регионального значения в Качугском и Катангском районах. |
- Повышенное беспокойство сейчас вызывают вопросы экологии. Это связано в первую очередь с промышленным освоением районов компактного проживания малочисленных народов. Мы понимаем, что освоение Севера неизбежно, но оно должно проводиться грамотно, с учётом всех экологических требований, с учётом интересов проживающего там населения. Должна быть справедливая и адекватная компенсация ущерба, наносимого природе, культуре, здоровью малочисленных народов.
Бережное или рациональное природопользование вовсе не означает, что коренные народы не должны ловить рыбу и дичь, добывать дикого северного оленя, лося. Это непременное условие выживания в суровых климатических условиях, на огромных северных пространствах. Речь идёт об экологическом подходе к природе - брать столько, сколько необходимо для жизнеобеспечения своей семьи на ближайшее время. Коренные малочисленные народы Севера - лучшие экологи. Всем известно, что на тех территориях, где проживают и ведут свою хозяйственную деятельность эти народы, тысячелетиями осваивая таёжные пространства, сохраняется биоразнообразие и баланс в природе. Ведь для людей Севера - это родной дом, пропитанный потом десятков поколений, это земля, где покоятся их предки.