aif.ru counter
332

«Никакой травли и поборов». Почему родители дают детям частное образование?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. «АиФ в Восточной Сибири» 21/08/2019
У частной школы больше свободы: она вольна экспериментировать на уроках и отступать от чётких регламентов, которые так любят в государственных школах.
У частной школы больше свободы: она вольна экспериментировать на уроках и отступать от чётких регламентов, которые так любят в государственных школах. © / Станислав Ломакин / АиФ

1 сентября школьники Приангарья вновь сядут за парты. Однако не все родители выбрали для своих детей государственные школы, а кто-то и вовсе решил обучать ребёнка на дому.

У иркутянки Ольги Москальченко дочка нынче идёт в первый класс. Мама долго думала, советовалась со специалистами, в какое образовательное учреждение записать свою девочку, но всё-таки остановилась на частной школе. Достаток семьи позволяет ежемесячно платить за обучение 27 тысяч рублей.

«В пользу такого решения в первую очередь сыграло то, что не надо возить с утра ребёнка в школу (детей забирает автобус), а потом в середине дня срываться с работы, чтобы забрать дочку, накормить. Мы живём за городом, поэтому так кататься просто нереально – некогда тогда работать будет. Ещё один плюс – никаких нервов с выполнением домашних заданий. Их делают в школе под руководством педагогов. Я как послушаю подруг, как они до ночи сидят с ребёнком над прописями, так дурно становится», – говорит Ольга.

Смелые педагоги-новаторы

Сегодня в Иркутской области действует уже 14 негосударственных школ. Четыре из них принадлежат Иркутской епархии, три ведомственные (это железнодорожные школы в Слюдянке, Тайшете и Иркутске), остальными владеют частные лица. Большинство школ сосредоточено в областном центре, две школы есть в Иркутском районе и по одной – в Ангарске и Братске. Все они прошли государственную аккредитацию и имеют лицензии. Это значит, что своим выпускникам там выдают аттестаты государственного образца. Ребята, как и все, сдают ЕГЭ и участвуют в общегородских и российских предметных олимпиадах. Однако уровень успеваемости детей в частных школах никто, кроме администрации и педагогов учебного заведения, не отслеживает и не контролирует.

Интересно, что частные школы Приангарья – это не дань современной моде, это уже история. Большинство из них существует 20-25 лет. Их создатели были в своё время настоящими новаторами, по сути, возродившими частное образование в Иркутске. До революции в столице Восточной Сибири было много мужских и женских училищ, гимназий и профгимназий, а также совместные школы для мальчиков и девочек, основанные частными лицами. Плюс в образование серьёзно вкладывались меценаты. Но надо отметить, что школы, открытые благотворителями за свой счёт, частными не считались, они были бесплатными для учеников и входили в число городских учебных заведений. Иными словами, были подарены городу.

После революции частные школы в Иркутске практически исчезли, и появились они только в 90-х годах прошлого века. Это было время начала перемен и строительства капитализма. Тогда в Иркутске создали клуб молодых педагогов, в который вошли учителя из разных школ и вузов города. Смелые, интересные, полные энергии – каждый из них находился в поиске своего, не похожего на другие, пути. Участники клуба собирались вместе и обсуждали всё новое, что появлялось тогда в педагогической печати, и самые смелые решились уйти в свободное плавание.

Доказали свою состоятельность

«Сегодня в Приангарье работает 887 муниципальных школ, частных в разы меньше, но своим существованием они доказали, что имеют право жить, могут развиваться, быть успешными и вполне могут конкурировать с государственными образовательными учреждениями. Препятствий к организации частной школы или сада со стороны государства сейчас нет, наоборот, областной бюджет даже частично финансирует такие учреждения, если у них есть все правоустанавливающие документы, соответствующие требованиям законодательства, – говорит руководитель службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Наталья Краснова. – Преимущество частной организации в том, что у неё больше свободы: она может реализовывать индивидуальные образовательные программы, быстрее вводить инновации на уроках. Государственные школы в этом плане более консервативны, им сложнее организовать индивидуальный подход к каждому ученику. Есть разница: городская школа рассчитана в среднем на 1-1,5 тыс. учеников, в частной же обучается всего 200-300 ребят».

Выбирая частную школу, Наталья Краснова советует родителям прежде всего спрашивать не про условия приёма и размер оплаты, а первым делом смотреть правоустанавливающие документы – лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Если они есть, то можно быть уверенным, что сын или дочь после окончания школы выйдут с аттестатом государственного образца.

Ну, и, конечно, нужно быть готовым раскошелиться. Месяц занятий в частных школах стоит от 15 тысяч рублей. Причём, даже если вы заплатите круглую сумму, никто не даст гарантию, что ребёнок будет успевать по всем предметам, а потом обязательно поступит в вуз. Такие условия вы можете поставить только сами себе, если откажетесь от коллективного обучения и будете преподавать ребёнку все дисциплины на дому. Кстати, таких родителей с каждым годом становится всё больше. Так, например, в прошлом году в Иркутской области семейное образование получали 217 детей. В большинстве случаев такой выбор мамы и папы сделали из-за неприятия системы школьного образования. Здесь речь не идёт о случаях, когда ученик не может посещать уроки по состоянию здоровья и к нему приходят учителя. Форма семейного образования предполагает, что родители ребёнка осознанно идут на самостоятельное его обучение дома, хотя на то нет медицинских показаний.

Личный опыт

Наталья Яськова, иркутянка, её дочь окончила частную школу:

«Я перевела дочку в частную школу после трёх лет обучения в общеобразовательной и ни дня не пожалела об этом. На самом деле государственное образование лишь формально бесплатное: если посчитать все «поборы» за год, то получится круглая сумма. Здесь же я знала, что плачу раз в месяц и на этом всё, никто с меня больше не попросит на учебники, рабочие тетради, ремонт класса, на покупку компьютера, штор или на подарок учителю.  Привлекло и то, что в классе всего 16 человек, учитель за 40 минут успевает и объяснить тему, и спросить каждого, понял ли он услышанное, если нет, то ещё раз разобрать всё по полочкам.

Удивительно, но в общеобразовательной школе дочка сталкивалась с тем, что её дразнили, придумывали обидные прозвища, здесь же класс был очень дружный, никакой травли, бойкотов даже близко не было. Обычно принято считать, что в частной школе учатся только богатые дети, и ребятишки из семей со средним достатком чувствуют себя рядом с ними ущербно – мол, у них нет крутых телефонов, дорогой одежды, вместо коттеджа – квартира в хрущёвке. Это полная ерунда! Никакого социального расслоения там нет, никто не оценивает тебя по одёжке или телефону, дети в большей массе скромные и воспитанные. Наша семья совсем небогатая, а по сравнению с некоторыми учениками, так вообще бедная, тем не менее дочка никогда не чувствовала себя хуже других в классе. Этой проблемы в принципе не возникало в их детском коллективе.

Ещё один миф, что в частной школе оценки ставят исключительно за то, что родители платят деньги. Мол, неважно, как ты учишься, всё равно будешь успевать по всем предметам. Этот миф развенчивают хорошие результаты ЕГЭ, которые показали ученики нашей школы. Если бы дети просто так получали пятёрки и четвёртки, они вряд ли бы смогли сдать госэкзамен с высокими баллами».

Комментарий

Олег Шендеров, исполнительный директор одной из частных школ Иркутска:

«Неважно, какая форма собственности у образовательного учреждения, важно, насколько самодостаточных, уверенных в себе молодых людей оно выпускает, насколько дети, войдя во взрослую жизнь, смогут применять полученные знания. По этому поводу есть хороший анекдот: «Мойша, ты учился в школе – мы платили за твоё образование; ты поехал в Лондон, получил инновационный диплом - мы платили за твоё образование; ты отучился на доктора – мы платили за твоё образование; пора выбирать, каким портным ты будешь, мужским или женским». К сожалению, такая ситуация не редкость.

Я считаю, что отдавать ребёнка в частную школу нужно совершенно осознанно. Для кого-то подойдёт школа с математическим уклоном, другим нужен упор на иностранные языки, третьи хотят, чтобы ребёнок занимался творчеством или каким-то ремеслом.  В последние годы мы наблюдаем такую тенденцию, как неосознанное родительство. Опыт общения с мамами и папами показывает, что ребёнка они родили, а что с ним дальше делать, кроме того, что сунуть ему в руки телефон, не знают. Любая школа, будь она частная или государственная, бессильна, если родители не участвуют в судьбе своего ребёнка, перекладывая его воспитание на педагогов».

Кстати

Сеть частных детских садов в Иркутской области развита гораздо сильнее, чем сеть частных школ. На сегодняшний день официально зарегистрировано 28 негосударственных детсадов, на 60-80 воспитанников каждый – это исключительно те, что имеют лицензию на ведение образовательной деятельности. Плюс существует несколько сотен организаций по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Только в Иркутске, их около 300, и они растут как грибы в каждом микрорайоне.

Также в последнее время активно лицензируются частные учреждения дополнительного образования. Если 6-7 лет назад это были единичные случаи, то сейчас в области работает уже 38 частных учреждений дополнительного образования. Это школы бального танца, гимнастики, спортивного танца и др. Все они работают по принятым образовательным стандартам, проходят предусмотренные законом разрешительные процедуры и контролируются надзорными органами. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах