В этом году Байкало-Амурская магистраль отмечает 45-летие. Официально большая стройка началась в 1974 году, спустя 30 лет после окончания Великой Отечественной войны.
Однако мало кто знает, что у этой дороги есть своя героическая страница в летописи наших побед над фашистскими войсками.
Ветеран стройки века
Коренной сибиряк, председатель областного совета ветеранов - строителей БАМа Василий Швайкин с юных лет участвовал во всесоюзных проектах, связанных с освоением Восточной Сибири. Сначала это была работа в молодёжных стройотрядах: возводил Братскую ГЭС, ЛЭП-500 и другие важные объекты. В 1968 году Василий Антонович возглавил сектор всесоюзных и областных ударных комсомольских строек в отделе Иркутского обкома комсомола. Он говорит, что тогда всё Приангарье можно было назвать сплошной строительной площадкой: здесь насчитывалось 13 всесоюзных и 5 областных ударных комсомольских строек. Со всей страны в строящуюся Сибирь приезжали тысячи комсомольцев.
«Молодые люди ехали сюда и организованными отрядами, и сами. Все хотели себя проявить и в конечном итоге построили наши прекрасные города и заводы. Практически за два десятилетия в Иркутской области появилось около десятка новых молодых городов, среди них Шелехов, Саянск, Братск, Усть-Илимск, Железногорск и другие. Только в Братске тогда было около трёхсот тысяч жителей, - вспоминает Швайкин.
По его словам, те большие стройки сыграли важную роль для демографии края. Люди, приезжавшие в Приангарье со всего Советского Союза, оставались здесь, заводили семьи. Сам он прожил в Братске 20 лет, перебравшись туда вместе с семьёй из Иркутска. Три года молодые супруги работали на строительстве западного участка магистрали, о котором Василий Антонович знает всё. И не только по схемам и чертежам - весь участок он буквально обошёл пешком.
Из Сибири - в фронтовое пекло
Василий Швайкин и рассказал мне, что история БАМа началась ещё до Великой Отечественной войны, а бамовские рельсы помогли спасти Сталинград от немецких захватчиков.
«Почти в 400 километрах от посёлка Тында на Транссибирской магистрали есть станция БАМ, от неё ещё в 1932 году решили начать строительство новой железной дороги. Но только спустя шесть лет начали возводить участок БАМ - Тында, - говорит ветеран. - В 40-м году его сдали в эксплуатацию и начали прорабатывать следующий - от Тайшета до Усть-Кута. Эту работу прервала начавшаяся война, и в 1942 году, когда наши солдаты бились за Сталинград, все рельсы с участка БАМ - Тында сняли и отправили туда. Из них сделали рокаду - дорогу, идущую вдоль линии фронта».

Кроме этого рельсы, доставленные из Сибири, в прямом смысле защищали город-герой. Военные сооружали из них противотанковую изгородь, вкапывая под углом на 2 метра в землю. Именно поэтому исследователи БАМа, причём не только в далёкой Амурской Тынде, гордо произносят фразу: «Рельсы БАМа помогли сломить фашистов в Сталинграде».
Кстати
Практически сразу после окончания войны стройка БАМа продолжилась. Уже в 1948 году снова начали прокладывать отрезок Тайшет - Лена, а в 1954 году строители-комсомольцы дошли практически до Братска.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть