Проблема конфликтов, травли в школе обычно всегда сосредоточена на учениках. Об этом громко говорят, пытаются найти пути решения. Однако нередко жертвами агрессии (буллинга) становятся учителя. Здесь уже общественность не такая «громкая».
Между тем проведённое НИУ «Высшая школа экономики» исследование показывает, что 70% учителей в той или иной степени сталкиваются с буллингом, в том числе со стороны родителей.
Администрация на стороне родителей
- Эта тема сегодня действительно актуальна. Но она настолько щепетильная, тонкая, что обсуждать её готовы немногие, потому что, как правило, всё сводится к тому, что педагог сам виноват, сам довёл до такого, сам не справился, вовремя не погасил конфликт, - говорит председатель Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования Валентина Федосеева. - Да, учитель должен владеть методами разрешения конфликтных ситуаций. Но кто-то справляется, а кто-то нет, морально не выдерживает.
По словам Валентины Геннадьевны, в большинстве таких случаев администрация школы встаёт на сторону родителей, потому что они заказчики образовательных услуг, а покупатель всегда прав.
Многие молодые специалисты сегодня на вопрос: «Что вам мешает остаться в профессии?» отвечают: «Конфликты с родителями и учениками. Повышенные притязания мам и пап». Родители не всегда понимают круг своих полномочий и компетенций: на что они могут влиять в образовательном процессе, а на что - нет. Например, за формирование штата, расстановку кадров, распределение норм учебной нагрузки и т.д. отвечает руководство учебного учреждения.
За год в областной организации профсоюза рассматривают в среднем 5-6 конфликтных ситуаций, возникающих в связи с жалобами родителей. В основном это те случаи, которые не удалось разрешить на уровне школы либо муниципального управления образования.
В чате оскорблять проще
- Не секрет, что сейчас очень много детей с ограниченными возможностями здоровья, и с каждым годом таких ребят приходит в школу всё больше. Очень часто родители не принимают «особенный» статус ребёнка и обвиняют учителя в том, что дочь или сын плохо успевают, не усваивают материал. И это становится причиной конфликта, - делится социальный педагог школы № 6 города Усолья-Сибирского Лариса Быканова. - Стараемся подключать разных специалистов: психолога, социального работника, классного руководителя. Иногда просто приходится просвещать родителей: рассказывать об особенностях их ребёнка, объяснять нюансы в поведении подростков.
Педагог-психолог школы № 6 Иркутска Оксана Астапова признаётся, что возникновение конфликтов во многом зависит от уровня образования родителей. Чем он ниже, тем больше вероятность того, что мамы будут обсуждать учителя в чате, в том числе внешность педагога и его профессиональные качества. Кстати, по словам всех участвовавших в беседе педагогов, с появлением родительских чатов в мессенджерах конфликтность в образовательной среде выросла. И это вполне объяснимо: спорить, оскорблять всегда проще, когда не смотришь в глаза оппоненту.
- Общая грамотность родителей очень важна, - соглашается заведующая детским садом № 1 Усолья-Сибирского Валентина Машина. - Я всегда стараюсь выстроить диалог с родителями с первой встречи. Если с самого начала удаётся наладить доброжелательные отношения, то и потом они сохраняются. Педагог и родитель не соперники - мы напарники, которые делают одно дело. Да, иногда бывают действительно неразрешимые конфликты. Какие бы я ни прилагала усилия, какие бы дипломатические таланты ни применяла - всё бесполезно. У нас были случаи, когда воспитатель просто увольнялась, потому что одна из мам ежедневно изводила педагога. Очень помогает видеонаблюдение, совместно с родителями просматриваем записи, чтобы убедиться, что всё нормально, никаких нарушений со стороны воспитателя нет. Иногда получается убедить, успокоить, иногда - нет.
Валентина Федосеева убеждена, что эту проблему не надо замалчивать. Сейчас областной профсоюз активно сотрудничает с федеральным научно-методическим центром в области психологии и педагогики толерантности, специалисты которого разработали антибуллинговую программу.
- Это профилактика травли среди обучающихся и учителей. В рамках программы мы проводим для педагогов онлайн-семинары «Как противостоять конфликтам и стрессам?». Не нужно соглашаться со сложившейся ситуацией, пережидать «бурю», важно учить педагогов разрешать конфликты, справляться с агрессией, при необходимости обращаться за помощью к психологу. А главное - нужно повышать социальный статус учителя и уровень его доходов, - подчёркивает Валентина Геннадьевна.