Иркутские легкоатлетки Арина Баранова и Екатерина Потапова, которые вошли в состав российской паралимпийской сборной, вернулись домой победительницами. И неважно, что в Рио они не поехали, для всех они - паралимпийские чемпионы.
Мы гордимся, когда имена наших земляков звучат в федеральных новостях, но какой путь проходят спортсмены-паралимпийцы, откуда берут силы, чтобы перебороть свой недуг? Корреспондент «АиФ в ВС» выяснял, как в Иркутской области развивается адаптивный спорт и какое значение он имеет в жизни людей с инвалидностью.
Спорт на выздоровление
Сейчас бегунья Арина Баранова - студентка колледжа олимпийского резерва. Каждый раз, когда приезжает домой в Зиму, девушка обязательно навещает своего первого тренера Ирину Видрих:
- Арина пришла ко мне в шестом классе, тогда в группе занимались одни мальчишки. Я заметила, что девочка щурится, потом узнала, что у неё большие проблемы со зрением. До Арины в нашей спортивной школе детей с инвалидностью не было, да и теперь нет: отсутствует отделение адаптивной физкультуры, и база очень скудная. Арина - стойкий солдатик, целеустремлённая, в школе была отличницей, никогда не жаловалась, могла перетерпеть боль. Внутри у спортсмена должен быть стержень, и он у неё есть.
Когда готовился этот материал, Арина ещё не вернулась в Иркутск, а вот с Екатериной Потаповой, чемпионкой в метании булавы и диска, мне удалось поговорить. Она рассказала, что привело её в спорт.
- Он у меня в генах, - смеётся Катя. Когда девушка училась - защищала честь колледжа в волейболе и баскетболе. В 2004 году получила травму, которая привела к нарушению работы опорно-двигательного аппарата.
- После этого я не планировала заниматься спортом, но так получалось, что он всегда шёл рядом. Меня долгое время зазывал на тренировки друг, он занимался у Дмитрия Щербака, тренера, который всячески развивает спорт среди инвалидов в Саянске. Я целый год отказывалась, а потом Дима встретил меня на улице в 2014 году, и я решила съездить попробовать. Приехала, метнула, сначала ничего не поняла: кинула да кинула. А Дима говорит: «Ничего, что ты кинула рекорд России?» Я опять ничего не поняла, кроме того, что это, видимо, хорошо, но заниматься начала. Спорт на меня влияет только положительно, физически стала лучше себя чувствовать. Теперь могу сидеть по-человечески, прямо, а не скрючившись, как раньше.
Неожиданный «центровой»
Оказалось, Саянск чуть ли не центр развития адаптивного спорта в нашей области. Нет, там не находится современный специально оборудованный спорт-зал, но есть «добровольцы», которые подступили вплотную к этому делу. Начинателем стал тренер Екатерины Дмитрий Щербак. Имена его воспитанников уже не первый год гремят и на российских чемпионатах, и на мировых. На вопрос, есть ли хоть какая-то «официальная» поддержка его энтузиазму, Дмитрий, помедлив, отвечает, что в Иркутской области с этим тяжеловато, но в последнее время «достукиваться» до чиновников удаётся чаще. Но ещё чаще спортсмены ездят на соревнования за свой счёт - на свои пенсии, а потом по полгода ждут, пока им возместят расходы.
Анна Юшина из числа саянских энтузиастов, как и Дмитрий, которые стараются сделать так, чтобы люди с инвалидностью чувствовали себя комфортнее и свободнее. Анна - тренер в детско-юношеской спортивной школе, занимается с детьми-инвалидами. Раньше она работала и со здоровыми ребятами, но сейчас уже не хватает времени, потому что её особенным подопечным нужен индивидуальный подход, подробные указания и объяснения.
- Года два назад здоровые занимались рядом, в том же зале, но потом детей с инвалидностью стало больше, рассказывает Анна. - Приходят отовсюду - из детского дома, реабилитационного центра, коррекционной школы, и родители приводят. Популярность набирает обороты. Мы уже бьём тревогу о нехватке места. Ко мне два года ходит 14-летний мальчик Егор с синдромом Дауна. Изменения налицо: если раньше он был очень импульсивный, гиперактивный, то сейчас ведёт себя спокойнее.
Мама Егора Любовь Германовна рада, что сын стал целеустремлённее и сильнее:
- Он с гордостью говорит, что занимается спортом, доволен, что может самостоятельно ездить на соревнования.
Как говорит Анна, плюсов от занятий спортом немало:
- Многие развивают свои суставы и потом радуются, что ручки у них стали лучше поворачиваться, раньше их пересаживали со стула на стул, теперь они справляются сами. Сюда же добавляется социальная адаптация. На тренировках дети попадают в компанию, где никто их не будет дразнить. Приходят с разными физическими и умственными нарушениями, но все они наравне, никого не стесняются, учатся принимать себя такими, какие есть.
«Отстранили, потому что боялись»
Екатерина Потапова считает главным препятствием в жизни людей с инвалидностью, в том числе и в занятиях спортом, отсутствие пандусов и подходящих помощников.
- Это первая проблема, - говорит Катя - Всё остальное - второстепенное. Немногим колясочникам везёт жить на первом этаже, у некоторых родители старенькие, у кого-то их вообще нет. Все стараются перебраться на нижние этажи и в индивидуальном порядке устанавливают для себя откидные пандусы, чтобы хоть как-то выбираться из дома. Я живу на четвёртом этаже, без лифта, ежедневно меня поднимают и опускают на руках. В основном, родители, а они - будем честными - год от года не молодеют. Потому и хочу заработать деньги, чтобы купить дом, из которого смогу выходить самостоятельно.
На Паралимпиаду Катя не просто намеревалась ехать, а уже держала билеты в руках. По её словам, если бы альтернативные игры не провели, то у многих случился бы нервный срыв, ведь люди тренировались, старались, ждали:
- Мы всё же показали, на что способны. Пусть посмотрят, кого отстранили. Хотя те, кто так решил, это знают, поэтому и побоялись. Всем инвалидам я советую шагать вперёд, не бояться элементарно выйти из дома, потому что, сидя в четырёх стенах, мы прожигаем не чью-нибудь, а свою собственную жизнь. Если негде тренироваться, то хоть мешок с песком возьмите или бутылку с водой и сделайте пару упражнений. Я знаю, что испытываешь страх, когда люди смотрят на тебя. Но сейчас стало гораздо проще: больше народа стало выбираться из квартир, и люди начали привыкать к нам, нет уже диких взглядов, даже спрашивают, не нужна ли помощь.
В планах - тренироваться и выступать дальше:
- Надеюсь, со следующей Паралимпиадой нас «не прокатят». Хотя, если не получится, будем у себя выступать, - добавляет Катя.
- У вас такой боевой настрой, - удивляюсь я.
- А как же иначе? Надо, надо...
Мнение власти
Илья Резник, министр спорта Иркутской области:
- В Приангарье, к сожалению, нет специальных спортивных учреждений для людей с инвалидностью, хотя часть спортивных объектов адаптирована для занятий с ними. Также по ведомственной целевой программе «Развитие адаптивного спорта на 2014-2020 годы» идёт спортивно-массовая работа с инвалидами в муниципальных образованиях: специалисты работают в Иркутске, Усолье-Сибирском, Свирске, Братске, Зиме, Ангарске, Киренске, Шелехове, Ербогачёне, Мамско-Чуйском и Заларинском районах. Ежегодно наши спортсмены успешно выступают на всероссийских и международных соревнованиях по лёгкой атлетике, греко-римской борьбе, пауэрлифтингу, настольному теннису и другим видам спорта. В составе сборной команды России по горнолыжному спорту для участия в Зимних специальных олимпийских играх, которые пройдут в Австрии в марте 2017 года, оказались Артём Гельжинис, Виктория Найбич и Ирина Рудакова. Также идёт подготовка спортсменов нашей области для участия в XXIII Сурдлимпийских играх. Кандидатами в российскую сборную стали семь спортсменов: по пулевой стрельбе, вольной борьбе и лёгкой атлетике.
Комментарий
Константин Шумков, председатель Иркутской областной организации Всероссийского общества инвалидов:
- По региональной программе наша организация выиграла пять квот на организацию спортивных групп, в которых могут заниматься люди с инвалидностью. Их распределили в Свирск, Иркутск, Залари, Братск и Усолье-Сибирское, где людям с ограниченными физическими возможностями безвозмездно предоставляются тренировочные залы. Мы контролируем эти пункты, ездим туда, смотрим, в каких местах люди занимаются, как для них обеспечивается доступ. Замечания к условиям проведения занятий есть. Мы понимаем, что муниципалитеты не могут сделать больше, чем предусмотрено их бюджетом, но считаем, что этого недостаточно. Желающих заниматься стало много, но к занятиям мы допускаем только тех, у кого есть врачебное разрешение. У нас есть ощутимые результаты в развитии адаптивного спорта: например, в июне мы ездили в Красноярск на «Парасибириаду», где иркутская команда заняла 3-е место. Уже подали заявку на проведение «Парасибириады-2017» в Иркутске. Думаю, для этого в городе есть всё необходимое.