Но в начале 19 столетия необходимость экономического развития восточных регионов требовала от властей принятия мер, содействующих грамотному и эффективному заселению этого края.
Также Сибирь все более стала привлекать внимание правительства, как колония для избытка населения из центральной части России. В связи с этим был издан ряд документов, разрешающих переселять крестьян из центральных регионов за Урал. Местные губернаторы должны были помочь вновь прибывшим и заготовлять все необходимое для первоначального обзаведения, пишет Календарь.
Предоставленным правом не замедлило воспользоваться довольно значительное число крестьян. Их миграция в Сибирь была обусловлена наличием свободного фонда земли. Причем было два потока переселенцев: государственный, принудительный по инициативе правительства, и вольнонародный.
Но, несмотря на усилия правительства, властям в Сибири не удавалось справиться с возлагаемыми на нее задачами устройства на местах вновь прибывших, а главным тормозом массового переселения крестьян явилось отсутствие сведений о количестве и местонахождении свободных и удобных для хлебопашества земель. Им приходилось самим отыскивать такие земли через своих ходоков, что было непосильным при тогдашней дороговизне пути.
Успешно переселение крестьян пошло лишь с учреждения в 1839 году Министерства государственных имуществ, которое возглавил граф Киселев. С этой целью (8) 20 апреля 1843 года Министерство издало указ об организации переселения в связи с освоением Сибири, регламентировавший переселение государственных крестьян европейских губерний за Урал.
Согласно данному указу переселенцам выдавалась безвозвратная ссуда деньгами, земледельческими орудиями и скотом, предоставлялась восьмилетняя льгота от податей и повинностей, с них даже слагали недоимки по прежнему местожительству. Также переселенцам отводились в местах водворения земельные наделы по 15 десятин на душу, предоставлялись пособия и освобождение от рекрутской повинности на три очередных призыва.
Всего за 11 лет (1845-1855) такой возможностью переселения воспользовалось 90,6 тысяч крестьян. Данный указ облегчил условия водворения переселенцев. Но приведенные официальные сведения лишь в общих чертах отражают динамику переселений, не учитывая самовольные. Беглые крестьяне и посадские по-прежнему искали здесь, на заселяемой и быстро развивающейся земле, свободу от крепостной неволи и от произвола властей.