В Иркутске стартовал проект «Умный житель», организатором которого выступила Cлужба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области. Как пояснил её руководитель Денис Воронов, проблемы ЖКХ - это вечная тема, потому что количество жалоб на качество коммунальных услуг, работу управляющих компаний и ТСЖ не уменьшается.
- К сожалению, наша служба физически не может защитить каждого отдельного жильца, - говорит Денис Воронов. - Поэтому мы поставили перед собой задачу - организовать цикл образовательных семинаров для неравнодушных граждан, чтобы воспитать людей, способных на самозащиту своих интересов. Поверьте, в нашей стране достаточно законов, позволяющих защищать права пользователей услуг ЖКХ, нужно только знать, как ими пользоваться.
Кстати, на первый семинар пришло около 70 человек, в основном - старшие по дому или подъезду, представители ТСЖ и граждане, отличающиеся активной жизненной позицией.
Не будьте равнодушными
Один из самых актуальных вопросов, который бурно обсуждался на семинаре, - перерасчёт оплаты за коммунальные услуги, и в основном - за перерасход горячей воды. Как пояснил Денис Воронов, зачастую эта ситуация обусловлена тем, что очень многие иркутяне сдают свои квартиры в аренду трудовым мигрантам. При этом проживает в квартире гораздо больше людей, чем официально зарегистрировано.
- Прописан в ней, к примеру, один человек, на которого и начисляется квартплата, а живут 10-15 гастарбайтеров, - объясняет эксперт. - И когда они приходят с работы, то моются до утра. А за перерасход воды «расплачиваются» другие жильцы.
Что делать в этой ситуации? Специалисты службы жилищного контроля рекомендуют жильцам не быть равнодушными, выявлять такие квартиры в доме и сообщать о них:
- Есть официальные органы, которые занимаются решением данного вопроса. Нужно написать заявление в налоговую службу, поскольку за сдачу квартиры в аренду собственник должен платить налоги. Кроме этого нужно написать заявление в миграционную службу, которая занимается легальными и нелегальными мигрантами. Если обращаться в эти инстанции нет времени, можно написать заявление в службу жилищного контроля, мы передадим его в компетентные органы и вместе с ними выйдем на проверку, чтобы выяснить, сколько человек прописано в квартире, а сколько проживает фактически и кто.
И всё вокруг - моё
Не менее актуальная тема, о которой шла речь на семинаре, - общее имущество в доме. По словам Дениса Воронова, тема очень спорная, слабо урегулированная законодательством, по ней у собственников возникает очень много споров, связанных, например, с тем, что телекоммуникационные компании прокладывают провода сквозь здания, на домах размещается реклама, а квартиры оборудуются под офисы и магазины.
Как объяснила начальник отдела жилищного контроля Ирина Савинцева, все решения, связанные с использованием общедомового имущества (чердаков, подвалов, подъездов, лифтов, нежилых помещений, конструкций зданий) должны приниматься только на общем собрании жильцов, при этом согласие на те или иные работы должно быть получено буквально от каждого из них. В противном случае, действия компаний, предпринимателей и даже муниципалитета, сдающего какие-либо помещения в доме в аренду, можно обжаловать в суде.
- Муниципалитеты полагают, что в домах, построенных до приватизации, подвалы или другие нежилые помещения - их собственность, но на самом деле это не так, - говорит Ирина Валентиновна. - Как только в доме появляется первый собственник, он становится таким же владельцем всех помещений и имеет право на часть получаемого дохода.
Кстати:
Следующий семинар «Умный житель» состоится 18 ноября. На нём, в частности, сотрудники федеральной антимонопольной службы объяснят собственникам правила размещения на доме рекламных конструкций и что делать, если они появились на нём незаконно.
Мнения:
Галина Иванова, собственник жилого помещения:
- Такие семинары полезны в первую очередь для пожилых людей. Молодёжь сейчас всю информацию получает через Интернет, хорошо разбирается в законах, а старшее поколение порой даже не может понять, что такое, к примеру, общедомовое имущество. Они не знают, к кому лучше обратиться за помощью, как написать заявление. При этом именно они являются самыми активными жильцами, их выбирают старшими по подъезду или дому. А здесь обо всём, что касается ЖКХ, рассказывают в очень понятной и доступной форме.
Александра Алексеевна, старшая по подъезду:
- Просвещают действительно хорошо, но, к сожалению, народ у нас пассивный. На семинаре рассказывают очень полезные вещи. Вопросов, связанных с ЖКХ, накопилось очень много, а зал - полупустой. А потом все жалуются, что управляющие компании их обманывают и повлиять на них невозможно.