Фото: Андрея ФЁДОРОВА |
Кандидат политических наук Алексей Петров отметил: «Конечно, президент России торопится принять отставки губернаторов. Это связано с вступлением в действие нового закона о выборах губернатора. Кроме того, я предполагаю, что это отставка с повышением».
Кроме того, политолог обратил внимание на то, что быстрая отставка Дмитрия Мезенцева может вызвать недоверие народа. Людям непонятно, как власти выбирают и почему принимают отставку губернаторов. Алексей Петров сказал: «Политика продолжает быть закулисной».
В своем комментарии иркутский политолог дал некоторые оценки работы Дмитрия Мезенцева. В частности, он сказал: «За три года не стал своим для элиты, но он стал своим для жителей Иркутской области. Моя оценка деятельности Дмитрия Мезенцева на посту губернатора неоднозначная. Первый прокол – это выборы мэра города Иркутска. Когда он предложил на пост мэра Сергея Серебренникова. Он сам показал, кто должен быть мэром. Второй – это постоянные кадровые перестановки. Постоянно менялись министры. О стабильности говорить не приходится». Дополнительно Алексей Петров подчеркнул, что во время своей работы Дмитрий Мезенцев начал реализовывать многие проекты, которые, по мнению политолога, должны доделать городские власти. Особенно это касается строительства «Иркутской слободы». Высоко была оценена экономическая составляющая – бюджет региона вырос. Но минус только в том, что в течение года на заседания Законодательного собрания приходилось пересматривать бюджет.
К плюсам деятельности Дмитрия Мезенцева политолог добавил и то, что внимание к Иркутской области со стороны государства стало больше. Алексей Петров сказал: «Он был постоянным государственником. Он все время продвигал государственные идеи в регионе».
Алексей отметил, что у временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко очень высоки шансы стать действующим губернатором Приангарья. Политолог отметил, что назначение нового главы региона, скорее всего, будет известно уже на следующей неделе. По мнению Алексея Петрова, это опять связано со спешкой властей принять решение до вступления закона о выборах губернатора. Если губернатора назначат до вступления в силу нового закона, то Иркутская область в ближайшее время не сможет принять участие в выборах своего губернатора.
Кроме того, Иркутское отделение партии «Единая Россия» готово к эффективному сотрудничеству с Сергеем Ерощенко в случае, если его кандидатуру официально утвердят в Законодательном Собрании на пост губернатора Иркутской области, заявил на своем официальном сайте депутат Государственной Думы, секретарь регионального отделения «Единая Россия» Сергей Тен. Он добавил: «То, что Сергей Ерощенко не является членом «Единой России», не повод не рассматривать его кандидатуру на должность губернатора. Наша партия готова с ним работать». По мнению депутата, огромным плюсом является тот факт, что Сергей Ерощенко – иркутянин. Сергей Тен считает, эффективно управлять областью может только патриот, человек, который отлично знает проблемы и преимущества региона, видит потенциал его развития и специфику реализации проектов и программ изнутри.
Депутат Госдумы сказал: «Я полагаю, первое, что необходимо сделать Сергею Ерощенко, если он станет губернатором – разработать эффективную, осмысленную стратегию социально-экономического развития региона на 10 – 20 лет вперед».
Фото: предоставлено пресс-службой ЗС Иркутской области |
Председатель Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина прокомментировала решение о назначении временно исполняющим обязанности губернатора региона Сергея Ерощенко: «Это неожиданное решение, которое, тем не менее, является рациональным и спланированным. Сергей Владимирович Ерощенко – опытный управленец, живущий и работающий в Иркутской области, хорошо знающий проблемы региона. Он известен в бизнес-кругах Приангарья, компетентен в вопросах организации транспортных перевозок, работе туристической отрасли, ему понятна специфика реализации инвестиционных проектов на территории области».
Сергей Ильин, политолог, социолог, электоральный аналитик, кандидат исторических наук, гендиректор научного общества «БАЙКАНАЛ ЦЕНТР»:
- Возможность отставки Дмитрия Мезенцева стала просматриваться весной 2010 года. Дальше уже шёл процесс по её свершению. Основные причины: обострившийся латентный конфликт с региональной политической и бизнес-элитой и локальные конфликты с населением Ангарска и Байкальска, падение общественного доверия к губернатору из-за поддержки им непопулярного кандидата на должность мэра Иркутска от «Единой России» (Сергея Серебренникова), отсутствие убедительных результатов в реализации программ развития области и неадекватный самопиар в СМИ (вызвал рост негативного восприятия). Дальше риски отставки только нарастали, так как в его аппарате некому было заниматься анализом его позиционирования.
Очевидной отставка стала к концу 2011 года, тогда и сам Мезенцев это осознал и именно поэтому выдвинулся кандидатом на выборах президента России. Дальше отставка лишь отсрочилась президентскими выборами и периодом до вступления в должность президента Владимира Путина. Есть и другая причина, не связанная с Мезенцевым: закон о выборности губернаторов вступит в силу с 1 июня 2012 года и до этого времени работает схема назначения губернаторов на срок в пять лет. Это позволяет с меньшими хлопотами и затратами решить неотложные кадровые проблемы.
Работу Мезенцева губернатором можно оценить так: много анонсов, намерений, самохвальства и мало дела, поступков и результатов. Его вклад в развитие региона выразился в том, что Иркутская область показала темпы роста валового регионального продукта ниже, чем у других субъектов СФО, и уступила второе место Кемеровской области (первое традиционно занимал Красноярский край), третье – Новосибирской области, а по темпам роста – и Омской области. Область пытается прожить на инерционном потенциале, а новое не находит форм и путей реализации (объём инновационных товаров, работ и услуг более чем в 11 раз меньше, чем в среднем по России - 72 место из 83). При этом не используем и то, что есть (инвестиционный климат в области имел «средний потенциал - высокий риск» - 69 место).
Жителям Приангарья Мезенцев запомнится мудрёными речами и поиском виноватых вокруг себя. Памятными будут и БЭФ, не принёсший инвестиций и бурного роста производства, и «130 квартал», проглотивший бюджет социально незащищённых, и дороги, в которые каждый год зарывают миллиарды, и неэффективное управление, вызывающее раздражение и социальный протест. В области ещё недавно только 39,5% опрошенных считали деятельность губернатора удовлетворительной (41 место по РФ), в Иркутске после мэрских выборов в 2010 году этот показатель составил лишь 27,3%. После прошедших думских выборов и особенно провала с регистрацией Дмитрия Фёдоровича кандидатом в президенты рейтинг доверия губернатора оценочно опустился до 14,1%. То есть Мезенцев, как назначенный и не оправдавший доверия, не получил убедительной социальной поддержки и базы голосов, в том числе и на случай выдвижения в губернаторы через выборы (это для тех, кто это допускает).
Кандидатура исполняющего обязанности губернатора Сергея Владимировича Ерощенко возникла не случайно. С одной стороны, социологические замеры показывали, кого именно предпочтут жители Приангарья и в ком нуждается экономика области. Скажу сразу, что предпочтение жителями теперь отдано: реально успешному хозяйственному руководителю, деловому человеку (не болтуну), местному (заезжих не уважают), опытному (старше 50 лет – провал резвого Тишанина помнят), передовому (опирающемуся на науку и инновации), нацеленному на промышленный прорыв в области, обеспеченному (меньше воровать будет). А с другой стороны, произошли общесистемные изменения и предпочтения на федеральном уровне, в том числе падение авторитета кадров от партии власти и департизация назначений, что для Иркутской области очень актуально (результаты последних выборов в Госдуму на территории области дали ЕР всего 34,9% голосов или на 13,2% меньше среднероссийского показателя - 71 место среди 83 субъектов РФ, а на президентских выборах Владимир Путин получил 55,4%, что ниже среднероссийского уровня на 8,1%). Кроме этого, приоритетом Правительства России во главе с Дмитрием Медведевым станет модернизация экономики на новой инновационной основе, с возрастающей долей наукоёмких технологий и процессов. Так вот, задача поворота Иркутской области в соответствующее русло развития требует реализации программы модернизации Приангарья на новой методологической основе и формирования для реализации этого новой команды исполнительного органа региональной власти. Именно поэтому кандидатура Сергея Ерощенко предпочтительна при избрании, несмотря на неизбежные альтернативные кандидатуры, которые в этой ситуации могут осуществлять лишь роль процедурных требований.
Дмитрий Люстрицкий, руководитель бюро «Эксперт-Сибирь» по Восточной Сибири:
- Почему, на ваш взгляд, именно сейчас состоялась отставка Дмитрия Мезенцева?
- С 1 июня перестанет действовать прежний порядок назначения губернаторов, на смену назначениям придут выборы – урезанные, с ограниченным составом кандидатур, но всё-таки выборы. Администрации президента до этого срока было необходимо решить две задачи: удовлетворить лоббистские запросы влиятельных фигур из окружения президента и «зачистить» политическое поле в «сложных» регионах, там, где могут быть проблемы с выборами. Иркутская область «на кону» с осени прошлого года, когда Олег Дерипаска предложил рассматривать Восточную Сибирь как опорную точку для реализации «восточного проекта», связанного с экспортом ресурсов в Китай. Очевидно, что в «пакет» предложений входил и контроль над региональной исполнительной властью. Получилось сложение векторов разных по своей природе сил: против Мезенцева действовали не только крупная корпорация, но и федеральный политсовет «Единой России» и недовольная местная политическая элита.
Единственным шансом для действующего губернатора была возможность доказать, что к 2014 году он будет контролировать ситуацию и одержит победу на выборах. Среди региональных политиков Дмитрий Мезенцев продолжал оставаться самым известным при приемлемом антирейтинге, и на каком-то этапе стало казаться, что ему удалось «отбиться», но… В какой-то момент в коридорах власти что-то произошло. Возможно, в ситуацию вмешался Чемезов, возможно – ещё кто-то. В итоге вопрос был решён не в пользу Мезенцева и, добавим, не в пользу всех остальных «интересантов».
- Как оцениваете работу Дмитрия Фёдоровича на посту главы региона? Чем он запомнится жителям Приангарья?
- Возглавляя регион в течение трёх лет, Дмитрий Мезенцев не совершил громких управленческих просчётов в сфере экономики. Парадокс, но губернатор, происходящий из среды пиарщиков и журналистов, с репутацией прожжённого политикана из Совета Федерации оказался неплохим хозяйственником и проиграл именно на политическом поле. Мезенцев – «губернатор-чемпион» по привлечению средств федерального бюджета. За время своего губернаторства он благополучно завершил двадцатилетнюю эпопею строительства моста через Ангару в Иркутске, достроил онкологический центр, придумал 350-летний юбилей, чтобы обновить Иркутск. Год за годом улучшались показатели доходной части бюджета, в основном за счёт роста нефтедобычи, сокращался государственный долг Иркутской области.
В пассиве – переоценка собственного политического влияния в регионе. Ключевой ошибкой Дмитрия Мезенцева стала ставка на выборах мэра города Иркутска в марте 2010 года на Сергея Серебренникова, мэра Братска. Одним решением Мезенцев дестабилизировал политическую ситуацию в Братске, проиграл выборы в Иркутске и окончательно рассорился с иркутским истэблишментом.
Дмитрий Мезенцев – губернатор несбывшихся надежд. Вспомним, что говорилось политиками после инаугурации Мезенцева в 2009 году. И его вина, что он не взял эту планку. Общественность Иркутской области отпустила ему кредит доверия в таком размере, с каким не рассчитался бы и Юлий Цезарь.
- Как оцениваете кандидатуру врио губернатора в лице Сергея Ерощенко?
- Скажу так: выбор кандидатуры укладывается в логику предыдущих губернаторских назначений. В своё время никто не мог предсказать ни кандидатуру Александра Тишанина, ни Игоря Есиповского. Оценить можно публичный политический процесс, угадать логику подковёрной административной интриги невозможно.
Сергей Ерощенко достаточно искушён в политической интриге, отлично знает регион, не замешан в публичных скандалах. Да, у него репутация жёсткого руководителя, но можно предположить, что если кандидатура Сергея Ерощенко будет предложена Законодательному собранию, проблем с наделением его полномочиями не возникнет.
Знаковые проекты, начатые Мезенцевым, могут быть не доведены до конца
Такую позицию в интервью «АиФ в ВС» озвучил иркутский политолог, кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Сергей Шмидт.
- Слухи об отставке Мезенцеваходили довольно давно, а особенно участились в последнее время. Тем не менее, такое решение, на мой взгляд, было принято во многом для него неожиданно, несмотря на то, что он сам написал заявление об уходе. Ещё за два-три дня до заявления об отставке Дмитрий Мезенцев на заседании правительства жёстко раскритиковал освоение финансовых средств, направленных на ремонт иркутских дорог. Было такое ощущение, что он собрался здесь серьёзно работать и дальше. Я не хочу сказать, что указ президента стал для Дмитрия Фёдоровича каким-то сюрпризом, но я бы предположил, что вплоть до самого недавнего времени в федеральном центре серьёзно рассматривали такой вариант, что Мезенцев доработает до конца своих полномочий. Судя по всему, Иркутская область в Москве позиционируется как регион, где лучше отложить губернаторские выборы, поскольку мы прославились своим протестным голосованием.
Мне кажется, что Мезенцев оставил о себе, скорее, добрую память. Хотя, в его адрес звучали и справедливые претензии: во-первых, в том, что не местный, отсюда и сложности в налаживании отношений с региональными элитами, а, во-вторых, слишком увлечён индивидуальным пиаром. Вместе с тем есть вполне объективные факты, свидетельствующие о серьёзных успехах, которых Дмитрий Фёдорович добился на губернаторском посту. В их числе – снижение регионального долга, «130 квартал», попытка достроить Ледовый дворец. Правда, меня очень беспокоит судьба наиболее знаковых проектов, им начатых и, к сожалению, не доведённых до конца. Есть тревога, что тот же исторический квартал, который ассоциируется лично с Мезенцевым, останется в том состоянии, в котором находится сейчас – в Иркутске не принято, чтобы новые губернаторы доводили до ума проекты своих предшественников. Таким образом, несмотря на очевидную увлечённость собственным медийным пиаром, совершенно очевидно, что в губернаторстве Дмитрия Мезенцева были реальные достижения, которые можно увидеть и потрогать.
Что касается Сергея Ерощенко, то его фамилия при обсуждении возможных кандидатов на пост главы региона мелькала, но чётких предсказаний никто не делал. Наверное, стоит говорить о том, что его появление – это результат возросшего влияния на политику Михаила Прохорова (губернатором Мурманской области стала женщина, с ним связанная, да и в правительстве РФ социальный блок возглавила Ольга Голодец, которая 8 лет занималась персоналом в «Норильском никеле»). В обмен на участие миллиардера в президентских выборах, в ходе которых он стянул на себя протестные голоса. Каким Ерощенко будет губернатором - предположить невозможно. Как публичный политик он не очень силён, да и активного присутствия его в СМИ, скорее всего, не предвидится.
Отвечая на ваш вопрос о том, почему в Приангарье так часто меняются губернаторы, в качестве главной причины я бы назвал феноменальную неуживчивость и несговорчивость нашей местной элиты, которая всегда устраивает подковёрную борьбу против нового регионального начальника.
Статьи по теме:
Дмитрий Мезенцев: «Мне не стыдно ни за один день работы на посту губернатора»
Хроники иркутского губернатора: успехи и проколы
Временно исполняющим обязанности губернатора Иркутской области назначен Сергей Ерощенко
Дмитрий Мезенцев досрочно сложил губернаторские полномочия