На прошлой неделе областной Арбитражный суд признал неправомерным решение Иркутского управления ФАС о ценовом сговоре четырёх авиакомпаний.
Это дело тянется больше года и, скорее всего, продлится ещё столько же. Казалось бы, всё предельно ясно: антимонопольная служба провела проверку и подтвердила, что перелёты из Иркутска в Москву во втором полугодии 2012 года и в начале 2013-го были слишком дороги, поскольку «Аэрофлот», «Ютэйр», «S7» и «Уральские авиалинии» установили максимальные цены. При этом билеты тех же самых перевозчиков из Читы, Красноярска или Улан-Удэ стоили значительно дешевле. Узнав об этом, многие наши земляки тогда добирались на поезде до соседних областных центров и уже оттуда летели в столицу. В результате, например, пассажиропоток из Улан-Удэ до Москвы вырос на 15%, в то время как из Иркутска - только на 10.
Отбиваются от обвинений
В идеале обвинённые в сговоре авиакомпании должны были снизить цены, заплатить штраф и под козырёк отчитаться перед антимонопольщиками. Однако сдаваться без боя авиагиганты не собирались. Слишком уж велики потери для них - штраф составил бы от 1 до 15% годового оборота. Поэтому все четыре компании принялись оспаривать претензии ФАС в суде. По словам авиаперевозчиков, никакого сговора не было и нет, они не повышали цены намеренно.
Во время проведения расследования антимонопольщики жаловались на то, что их соперники представляют для проверки очень скудную информацию - только в рамках запрошенных документов, делая всё, чтобы сотрудники ФАС были как можно меньше готовы к судебному разбирательству. В итоге такая тактика сработала - суд первой инстанции встал на сторону авиаперевозчиков и обязал антимонопольную службу отменить свои предписания, а также вернуть каждому из истцов по 2 тысячи рублей, потраченные на оплату госпошлины.
Пойдут до победного
Для иркутского УФАС такое решение неожиданностью не стало. Антимонопольщики по-прежнему не сомневаются в собственной правоте и намерены отстаивать свою позицию до победного.
- Мы уверены, что поступили правильно, возбудив это сложное, социально значимое дело. С началом нашего производства, связано это с ним напрямую или нет, однако факт налицо: цены на столичном направлении у всех четырех авиаперевозчиков изменились в сторону гуманизма (см. таблицу - Ред.). В своих профессиональных заключениях мы не сомневаемся, модель единого ценового поведения нарушителей конкурентного права нами доказана. Бороться за торжество справедливости мы будем до конца. У нас впереди ещё целых три судебных инстанции, - заявила руководитель Иркутского УФАС Валентина Заморина.
После подачи апелляции, которую служба уже готовит, дело перейдёт на рассмотрение в Четвёртый арбитражный апелляционный суд, затем кассация будет направлена в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Последней инстанцией станет Высший арбитражный суд.
«АиФ-Иркутск» будет следить за судебным процессом и информировать читателей о его результатах.