Перекрёсток двух центральных улиц областного центра «засветился» в сми: тротуары на нем настолько скользкие, что блогеры и журналисты посчитали тему горячей. Однако она оказалась скорее «скользкой», потому что отвечать за проблемный участок никто не хочет, и менять скользкое покрытие никто не берется.
Вестибулярный апокалипсис
- С этим надо срочно что-то делать, - рассуждает иркутянка Ольга, оглядываясь на перекрёсток, на котором неуверенно балансируют прохожие. – Хожу здесь очень часто, и каждый раз – с замиранием сердца. Устоять на скользкой дороге очень сложно, нормально по ней идти – нереально. Передо мной постоянно кто-то падает.
Действительно, иркутяне, которые вынуждены идти по своим делам через пересечение Карла Маркса и Пролетарской, невольно приобщаются к спорту. Пройти опасный участок, схалтурив, и не приземлиться почти невозможно. Мало того, что тротуар невероятно скользкий, он ещё и с сильным уклоном. В результате иркутянам приходится, изображая лыжников или конькобежцев, осторожно «скользить» по тротуару. По-олимпийски, конечно, но неудобно.
И опасно. Сложно сказать, сколько несчастных падает там каждый день. В травмпункте №1, куда обращаются те, кто не смог устоять на улицах-катках в центре города, отдельной статистики по конкретным местам Правобережного округа не ведут. Однако согласно общим данным медучреждения, из 300 человек, поступающих туда за неделю, около 40 – жертвы «ледяных тротуаров. Впрочем, врачи оговариваются: иркутяне падают зимой практически везде. Такой вестибулярный апокалипсис они советуют побеждать нескользкой обувью и особой сосредоточенностью при ходьбе.
Бесхозный и безнадзорный
Между тем, на проблемном перекрёстке горожан не спасает даже самая нескользкая обувь. Они ворчат, держатся друг за друга и за стоящие рядом столбы и стены. А особо осторожные предпочитают обходить опасное место… по проезжей части, вовлекая таким образом в «проблемную историю» ещё и водителей.
Кто додумался постелить в одном из самых проходимых мест центра Иркутска плитку-убийцу, не могут сказать даже в городской администрации. В пресс-службе пояснили, что тротуарами на улице Карла Маркса мэрия практически не занимается. Единственный участок, на котором лежит «бюджетное» покрытие, находится ближе к улице Октябрьской революции. Плиточную «революцию» чиновники провели там в прошлом году. Обязанность облагораживать тротуары во всех остальных частях улицы лежит на собственниках и арендаторах прилегающих зданий.
По логике администрации, менять скользкое покрытие на более безопасное тоже должны частники, которые в свою очередь исправлять ситуацию не торопятся. Ещё бы – чёрная глянцевая плитка оказалась потрясающе живучей - несмотря на массовые падения и огромный поток прохожих, за несколько лет на ней не появилось ни одного серьёзного скола. Но прочность, как показывает практика, не должна быть главным правилом при выборе покрытия.
Кажется, это понимают и сами чиновники. В отделе комитета рассказали, что сейчас специалисты придумывают другие способы сделать перекрёсток безопасным. Среди возможных вариантов – использование резинового покрытия, которое кладут прямо поверх скользких поверхностей, и даже применение каких-то инновационных противоскользящих лент, которые администрация никогда раньше не применяла.
Траур по тротуарам?
Если же абстрагироваться от конкретного перекрёстка, и посмотреть на другие тротуары Иркутска, то в целом ситуацию вряд ли можно назвать радостной. Если дорогам у нас уделяют хоть какое-то внимание, то пешеходные части улиц всегда остаются «на потом».
В интервью по итогам года председатель думы Иркутска Александр Ханхалаев заявил, что уже несколько лет пытается инициировать создание отдельной городской программы по тротуарам, но пока безуспешно.
- Разумеется, собственники должны класть плитку у своих объектов, - поделился тогда с журналистами глава думы. – Латать дыры нужно не только за счёт бюджета, но упущение со стороны города здесь, конечно, тоже есть. В Иркутске очень много мест, где нет тротуаров, и люди вынуждены ходить по проезжей части. Естественно, это опасно, вызывает агрессию со стороны водителей. Пора сформировать отдельную программу и заняться решением этой проблемы вплотную.
Сейчас пути для пешеходов оборудуют в основном в частном секторе города, где тротуаров вообще никогда раньше не было. Несомненно, это положительный сдвиг, а для «частников» и вовсе революция, но при этом важно не забывать и про центр города. О проблемах и автомобильных, и пешеходных дорог много говорят, но почему-то мало делают. Между тем, ямы, «катки» и выбоины продолжают буквально выбивать у иркутян почву из-под ног.