Примерное время чтения: 11 минут
703

При живых детях: как живется старикам в домах престарелых в Приангарье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. «АиФ в Восточной Сибири» 09/10/2013
Екатерина Лобан / АиФ

Написать материал о брошенных в домах-интернатах стариках нас подтолкнула история братского пенсионера Анатолия Иванова, который то ли обманным путём, то ли добровольно и осознанно (в этом разберётся суд) подарил свою квартиру дому престарелых. Мы рассказывали об этом в № 38 от 18 сентября.

На статью тут же посыпались отклики. Одни ругали руководство казённого учреждения, другие - объявившегося в Подмосковье сына, который вдруг вспомнил про отца и сейчас пытается вернуть его жилплощадь. Этот частный случай стал поводом поговорить о жизни нескольких тысяч человек - наших мам и пап, бабушек и дедушек, в силу разных обстоятельств вынужденных коротать старость в домах престарелых.

Друзья по несчастью

Екатерина Потапова решилась на переезд из северного Киренска в 2005 году. Не смогла больше терпеть запойного зятя. Она всегда была сильной и самостоятельной женщиной: работала в торговле, одна воспитывала четверых дочерей, муж рано погиб. До последних дней ухаживала за старенькой мамой, держала скот, сажала огород, нянчилась с внуками. Беда пришла в 2000 году. Дом и всё хозяйство Екатерины Ермиловны сгорели. Восстановить усадьбу оказалось нереально: осталось голое пепелище.

Они нашли друг друга в доме престарелых. Фото: АиФ / Екатерина Лобан

- В администрации выписали 300 рублей материальной помощи, ещё 500 дали на работе. Но что можно было купить на эти деньги?! - сетует пенсионерка. - Пришлось поселиться у дочери. Так бы там и жила, если бы зять водку не пил…

Перебираться в Магадан, где живут остальные три дочери, пенсионерке не хотелось. Поэтому выход был один - ехать в дом престарелых.

- Сначала было очень трудно, казалось всё чужое, казённое, - признаётся Екатерина Ермиловна. - Я привыкла на земле работать, скот держать. Спасибо Стёпе, он меня поддержал, помог адаптироваться.

Стёпа - это Степан Викторович Клименко, 89-летний ветеран Великой Отечественной войны, друг и вторая половина. Они живут в соседних комнатах и, как здесь принято говорить, дружат. На самом деле - состоят в неофициальном браке, вместе ведут хозяйство. Они одни из немногих, у кого есть свой садовый участок. В свои 80 с хвостиком пенсионеры выращивают абсолютно все овощи: помидоры, огурцы, морковь, свёклу, лук, чеснок - и делают заготовки на зиму.

Этот лук Екатерина Потапова вырастила на своем садовом участке. Фото: АиФ

Степан Викторович приехал в Марково из Тайшета.

- Я 20 лет ухаживал за парализованной женой, детей у нас не было, а когда она умерла, мне там жизнь стала не жизнь. Появились друзья-собутыльники, которых никогда раньше даже не видел. Попил-попил да задумался: а куда я так скачусь? Пришёл в соцзащиту, написал заявление, стал проситься в геронтологический центр. Видел по телевидению, что там условия хорошие.

В марковском геронтологическом центре есть свой спортзал. Фото: АиФ / Екатерина Лобан

Условия здесь действительно хорошие. Причём геронтологический центр не исключение, комфортно и уютно сегодня во всех 23 домах-интернатах, разбросанных по разным уголкам области. В коридорах и комнатах современный ремонт, новая мебель, сантехника. Минус, пожалуй, в одном - персональных апартаментов в учреждении практически нет, основная масса живёт в двухместных комнатах. Порой для пожилого человека оказывается самым сложным привыкнуть к такому «общежитию». Люди не всегда уживаются с родственниками, а тут приходится делить жилплощадь с абсолютно чужим человеком.

Столовая поражает ремонотом. Фото: АиФ / Екатерина Лобан

В день пенсии - аншлаг

Истории брошенных бабушек и дедушек написаны словно под копирку. У большинства есть родственники: дети, внуки, правнуки, племянники. Совсем уж одиноких очень мало. Причин, почему дети решили отдать родителей в дом престарелых, как правило, две. Чаще всего за стариками просто некому приглядывать: родные до вечера на работе либо в командировках, и пожилые мамы и папы сидят в четырёх стенах без внимания и общения. В таком случае для них даже благо попасть в дом престарелых.

Дом престарелых в Иркутске Фото: АиФ / Екатерина Лобан

Вторая причина - отсутствие жилплощади. Родились внуки, и в квартире стало тесно. В 2-комнатной хрущёвке могут ютиться несколько поколений. Тогда старики сами уходят в казённый дом, чтобы дать возможность близким пожить не в тесноте.

Дом престарелых в Иркутске Фото: АиФ / Екатерина Лобан

День пенсии в геронтологическом центре - грустный праздник. Количество посещений резко увеличивается. Некоторые старики сами отсылают часть денег своим детям и внукам. Есть даже такие, кто выращивает на огороде овощи, делает зимние заготовки и всеми правдами-неправдами отправляет провиант родным.

Лишь фото да воспоминания - удел большинства постояльцев социального приюта.  АиФ / Екатерина Лобан

Поразительно, но почти все старики оправдывают своих родственников. Говорят, мол, их можно понять: молодым сейчас сложно, много работы, им не до нас. Конечно, есть семьи, в которых заботятся о пожилых родителях, забирают их домой на выходные и праздники, покупают продукты. Навсегда забирают в единичных случаях - 2-3 в год. Но и это уже прогресс. Раньше вообще такого не было. Однако именно домой к детям едут не все бабушки и дедушки. Как правило, их снова сдают в казённые дома, только уже в тех регионах, где проживают родственники. Стариков перевозят поближе, чтобы было удобнее хотя бы раз в год навещать. На освободившееся место тут же поступает новый человек.

Чаще, конечно, койки пустеют по другой причине. В среднем за год из жизни уходят 40-50 человек. Печально, что даже в этом случае не у всех находится время и желание похоронить родных. Эти затраты и хлопоты берёт на себя соцучреждение.

Языком цифр. Фото: АиФ / Вера Сотникова

Комментарий

Волонтёров не загонишь

Кстати:

Как отмечают в региональном министерстве соцразвития, больших очередей в дома престарелых сейчас нет, только текущая.

Размер платы за койко-место для всех одинаковый - 75% от пенсии. Если пожилой человек получает две пенсии, то учитывается только одна. Всем своим имуществом: квартирой, дачей, автомобилем и пр. - будущий постоялец распоряжается самостоятельно, дом престарелых не имеет к ним никакого отношения. При этом, конечно, никто не запрещает старикам отписать свою жилплощадь по договору дарения дому-интернату. Однако распоряжаться квартирой учреждение не сможет, её судьбу решит министерство имущественных отношений. Её могут отдать под частный детский сад либо выпускнику детского дома, педагогу, врачу, которые стоит в очереди на улучшение жилищных условий.

Директор Марковского геронтологического центра Александр Савин:

Александр

Савин

 

- Сегодня дико слышать некоторые мотивы, по которым стариков определяют в дома-интернаты. Переубеждать взрослых людей в том, что они должны заботиться о своих пожилых родителях, бесполезно. Мало кто понимает: как мы сегодня относимся к старикам, точно также будут относиться наши дети и к нам в пожилом возрасте. В современном обществе потеряна связь поколений, социальная роль пожилых людей как бы вычеркнута. Технический прогресс привёл к тому, что их знания, житейский опыт состарились вместе с ними, они перестали быть полезными и нужными для молодёжи. Зачем школьнику расспрашивать деда или бабушку о чём-то, когда он всё может прочитать в Интернете?

Получить спонсорскую помощь для дома престарелых - сегодня большая удача. К каждому празднику мы рассылаем по 200 писем - отзывается 2-3 организации. Почему-то бытует мнение, что помогать нужно только детям, у них всё впереди, а старики и так уже пожили. По этой же причине не идут в дома престарелых волонтёры. Волонтёрство развито только в форме художественной самодеятельности: концерты, спектакли, выставки. А вот таких добровольцев, которые бы помогали людям в быту - помыться, поесть, причесаться, поменять памперс, нет. Несколько раз студенты пытались заниматься, но быстро перегорели. Это очень тяжёлая работа как физически, так и морально. Молодёжь, к сожалению, пока не готова общаться со стариками. Сюда должны приходить психологически подготовленные ребята, которые окончили специальные курсы. Обычные люди с улицы ухаживать за стариками не смогут.

Ещё одна проблема - острая нехватка кадров. Она уже вот-вот выйдет на тот уровень, когда придётся приглашать гастарбайтеров. Хотя я пока слабо себе это представляю…

Мнение власти

Владимир Родионов, министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области:

- В Приангарье нет частных интернатов для престарелых и инвалидов. Однако данное направление является весьма значимым и перспективным. Оно могло бы снизить очерёдность и повысить качество социального обслуживания.

К сожалению, сегодня единичны случаи, когда родные и близкие оформляют опеку над недееспособными стариками. Мы забываем, что забота о старшем поколении - это не только обязанность правительства региона, исполнительных органов власти, но и всего общества в целом.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах