ООН опережает события, заявляя, что к концу этого месяца население Земли достигнет 7 млрд. Организация оперирует недостоверными демографическими данными, и это может иметь серьезные последствия для определения того, когда число землян достигнет пика.
Как сообщает портал BFM.ru, ООН распространило свои прогнозы, согласно которым 31 октября этого года население Земли достигнет 7 миллиардов. Такая степень конкретизации вызвала удивление у многих демографов. Гораздо выше шансы на то, что семимиллиардный ребенок появится на планете в будущем году или даже в 2013, но точную дату определить будет сложно, полагает Сергей Щербов, руководитель отдела по динамике и прогнозам населения Института демографии в Вене. Дело в том, что ООН вынуждена оперировать официальными демографическими данными, часто расходящимися с реальной картиной.
- Я думаю, что говорить об одной дате, 31 октября, было бы не совсем правильно, - рассказал Сергей Щербов. - Нельзя делать точные прогнозы о численности населения без доверительных интервалов, вероятности того, что некоторые события наступят в течение какого-то временного промежутка. В демографии вообще ничего точно утверждать нельзя, можно предполагать, с большей или меньшей степенью вероятности. Да, есть шанс на то, что население Земли достигнет отметки в 7 млрд в этом году, но он небольшой. Гораздо выше вероятность того, что это произойдет в следующем году или в начале 2013 года. Главное — понимать, что мы не можем с определенностью называть какую-либо конкретную дату.
По мнению специалистов, ООН в силу самого своего характера вынуждена оперировать официальными данными, предоставляемыми официальными структурами, хотя у специалистов могут быть иные цифры. Возьмите, например, КНР. Многие китайские демографы считают, что суммарный коэффициент рождаемости в их стране — 1,45-1,5, не выше; в наших прогнозах заложена примерно такая же рождаемость по Китаю. Последняя перепись в Китае показала еще меньшую цифру — 1,2. Но в официальных данных китайских властей, которыми приходится оперировать и ООН, заложены более высокие коэффициенты. Это важно, потому что один только Китай сильно влияет на картину численности населения всего мира.
В целом менталитет китайцев за последнее время сильно изменился. Например, вы знаете, что в Шанхае уровень рождаемости один из самых низких в мире? Он составляет 0,8, то есть у женщины — меньше одного ребенка. А ведь Шанхай с пригородами — это примерно 18 млн человек, что в общем-то сопоставимо с населением некоторых европейских стран.
В Сингапуре, где нет никаких ограничений на детей, китайцы тоже рожают очень мало, опять-таки из-за изменения менталитета. В КНР сейчас даже обсуждают, не стоит ли вообще пересмотреть весь подход к однодетной семье, потому что старение населения в ближайшие 20-30 лет у них будет таким, какого нет ни в одной стране мира.
Некоторое время назад ООН без объяснения причин пересмотрела прогноз численности населения Земли, заявив, что нас будет больше, чем предполагалось ранее — 10 млрд к 2100 году. Откуда такой всплеск оптимизма?
— Они увеличили долгосрочный прогноз по рождаемости и предположили, что в странах и с высокой, и с низкой рождаемостью число рождений на женщину будет стремиться к концу этого века к показателю в 2,1 ребенка, вместо прежнего 1,85. Но ведь на самом деле никто не знает, что будет с рождаемостью.
Например, в Иране конца 1980-х годов рождаемость составляла 7 детей на женщину. Сегодня она меньше, чем во Франции и некоторых других европейских странах — 1,8-1,88 на женщину. Если бы мы делали прогноз 25 лет назад, то никому бы в голову не пришло, что в мусульманском Иране рождаемость может упасть до такого низкого уровня. Так с какой же стати в европейских странах, где уровень рождаемости уже давным-давно на уровне 1,4-1,5, или в Китае, где рождаемость примерно такая же, показатель подскочит до планки в 2,1.
- 2,1, с моей точки зрения, это слишком высокая цифра, продолжает Сергей Щербов. - Нет оснований считать, что страны, в которых рождаемость в течение длительного периода была низкой, вдруг вырастет. Логично предполагать, что в странах с высокой рождаемостью она сократится, как это произошло в Иране, в первую очередь, благодаря растущему во всем мире уровню образования среди женщин. Ведь образование — самый серьезный фактор, влияющий на уровень рождаемости: женщина обзаводится детьми позже, у нее уходит время на то, чтобы получить образование, построить карьеру. В европейских странах — Испании, Италии, Голландии — средний возраст рождения первого ребенка составляет примерно 30 лет.
— Падение рождаемости — это общемировая тенденция, - поясняет Сергей Щербов. - Есть такое понятие, которое называется демографический переход: в большинстве стран сначала падает смертность, а за ней — рождаемость. Более ста лет назад этот переход начался в европейских странах, где он закончился в прошлом веке. Рождаемость сокращается и во многих мусульманских странах, в том числе Турции, где она сейчас на уровне простого воспроизводства. Рождаемость сократилась в Индии, Китае, Индонезии. Уменьшится она и в Африке, хотя пока численность населения в странах к югу от Сахары растет очень быстро.
— К 2070 году, по нашим прогнозам, население будет находиться где-то на уровне 9 млрд, а потом возможен спад. Опять-таки оговорюсь, все это вероятностные прогнозы. Доверительный интервал численности населения — между 8 и 10 млрд, скорее, 8,9 млрд. Дата пика тоже размазана: он может прийтись и на 2065 год, и на 2085, и на 2090. Поэтому 2070 год — это среднее значение, - уверен Сергей Щербов.
Весной этого года много откликов вызвал демографический прогноз Берлинского института народонаселения и развития. Доклад назывался «Исчезающая мировая держава». В названии, собственно, и содержится главный вывод исследования: Россия может потерять к середине века 25 млн человек и перестанет входить в десятку самых населенных стран.
- Здесь в Вене мы выпускаем независимые демографические справки и анализ по разным европейским странам, в том числе и по России, они висят практически в любом правительственном офисе в ЕС. Так вот, в этих справках такой прогноз: при стандартном сценарии, то есть если события будут развиваться так же, как сейчас и рождаемость продолжит немного расти, к 2050 году население России составит 121-122 млн человек. (На 1 января 2010 года Росстат оценивал численность постоянного населения РФ в 141,9 млн человек).
По мнению демографов, у России, как и многих стран с низкой рождаемостью, есть демографическая специфика. Если рождаемость, на протяжении долгого времени остававшаяся низкой, вдруг начинает расти — скажем, в отсутствие миграции рождаемость в России стала бы 2,1, а не 1,6, как сейчас, — то население по-прежнему уменьшается до тех пор, пока не стабилизируется. Это закон, от которого никуда не деться. Это расплата за то, что в течение длительного времени рождаемость была низкой: поколение женщин, которое сменит матерей, будет меньше, чем поколение матерей. А умирать будут более многочисленные поколения, рожденные много лет назад.
Как считает Сергей Щербов, пусть уж лучше население будет меньше, но оно будет здоровое и образованное. Тогда и производительность труда станет выше, и люди могут работать дольше. Например, у нас женщины работают до 55 лет, мужчины — до 60. Повышать мужчинам пенсионный возраст нельзя, ведь почти половина из них не доживает до такого возраста. А если продолжительность жизни высока, то люди могут работать дольше. То есть проблема трудовых ресурсов будет стоять не столь остро. Больше занятость, меньше заболеваемость, и это хорошо.
Сейчас в России рождаемость чуть-чуть подросла, но что будет через 50 или 100 лет, мы не знаем. Неизвестно, каким будет уровень развития страны, что будет с экономикой.
Возможно, через 50-60 лет мы дорастем до уровня Швеции. В этой стране уровень рождаемости один из самых высоких в Европе, хотя как таковой демографической политики у шведов нет. Но у них грамотная социальная политика, которая позволяет женщине иметь столько детей, сколько она хочет. Поэтому на каждую женщину там приходится почти два ребенка, а при таком уровне рождаемости гарантируется стабилизация населения в долгосрочной перспективе. Государство помогает совместить «детородную» карьеру женщины с ее производственной карьерой. В Швеции практически полное равенство полов, а мужчина оказывает такую же помощь в воспитании детей, как и женщина. Нагрузка на мать существенно меньше, чем в восточно-европейских странах.