География участников была очень обширной: Швейцария, Санкт-Петербург, Казань, Владимир, Мурманск. Восточную Сибирь представляли 12 ребят из школьного лесничества «Лесовик» (Северное лесничество), работающего на базе общеобразовательной школы №10 города Усть-Илимска.
Учиться на родине журавлей
Представьте, Подмосковье, Талдомский заказник, в котором обитают птицы и животные, занесённые в Красную книгу Московской области и России. Талдомское журавлиное скопление считается крупнейшим в центре европейской части и насчитывает более полутора тысяч птиц.
Впечатляет? Именно в этом заказнике и проходил тренинг.
Усть-илимские ребята смогли побывать в живописных заповедных местах и своими глазами увидеть косяки журавлей, парящих в небе… Как рассказывают юные лесничие, в первый день им преподавали теорию. Объясняли, какие бывают пожары и чем они страшны для природы. А чтобы избежать возгораний и гибели лесных массивов, ребят учили, как проводить агитационные работы среди населения по охране лесов от пожаров. И главная мысль, которую донесли до участников тренинга, - пока дети сами не начнут заботиться о природе и своим примером учить других детей и взрослых оберегать наш лес, то за них этого не сделает никто. «Мы, научившись, передадим свой опыт будущему поколению. Ведь лес - это зелёные лёгкие, которые нужно беречь и охранять», - говорит помощник лесничего и один из участников тренинга Александр Завалишин. На второй день участники осваивали навыки оказания первой медицинской помощи. А затем изучали устройство и применение противопожарной техники, конечно предварительно ознакомившись с правилами техники безопасности, которые никто не отменял. По словам школьников, программа тренинга была насыщенной и очень интересной.
- Поездка произвела очень много впечатлений, - с искренней улыбкой и восторгом в глазах говорит Саша. - Посмотрели Москву, на Красной площади побывали. Но мне больше всего запомнилась работа с новым оборудованием, мы такого раньше не видели. Например, помпа. Она заводится с помощью стартера и выдаёт воду за счёт давления.
Я слабо представляю, что такое помпа, поэтому прошу Сашу объяснить, как она выглядит. «А у нас как раз целый стенд с фотографиями из поездки есть, давайте на них и посмотрим», - отвечает Саша. Оказывается, помпа - это круглый невысокий бочонок с пожарным шлангом. «Вот, вы знаете, как правильно разворачивается пожарный рукав на помпе?» - со знанием дела спрашивает меня Саша. Я отрицательно качаю головой. «А нас научили, как нужно обращаться с этой техникой», - продолжает он. На следующем снимке парень держит в руке шланг, а за спиной у него рюкзак. «Ну, это нам знакомо, у нас такие тоже есть. Это ранцево-лесной опрыскиватель или РЛО, - деловито объясняет Александр. - Он надевается на спину, очень удобно».
На таком мероприятии усть-илимцы побывали впервые. Домой ребята привезли сертификат об участии, подтверждающий, что «Лесовик» входит в состав Гринпис России. Кстати, наши школьники были единственными на слёте, кто занимается лесовосстановлением, остальные участники представляли различные пожарные дружины.
- Мы связались с Гринпис России по Интернету,- объясняет руководитель школьного лесничества «Лесовик» Нина Петрова, - они о нашей деятельности слышали. И пригласили с предложением провести для ребят теоретическую подготовку по пропаганде охраны лесных массивов и тушению лесных пожаров. Потому что практической работе там обучают с 18 лет, а наши дети ещё такого возраста не достигли. Поэтому пока на практике смогут применить только часть полученных знаний.
Поездка подарила школьникам не только бурю положительных эмоций и новые знания, но и стала хорошим стимулом для учеников к тому, чтобы подтянуть успеваемость в школе. Это было первое внутришкольное условие, чтобы попасть на тренинг. Второе условие - все ребята должны были участвовать в движении школьных лесничих.
«Лесовик» - работа для будущего
Как рассказала заместитель директора по научно-методической работе Елена Бархатова, школьное лесничество «Лесовик» официально зарегистрировано с 2001 года. Всего в движении охвачено около пятидесяти ребят. «У нас есть двухгодичная профессиональная подготовка по профессии «лесовод» на базе 10-11 классов и четырёхгодичное обучение, когда ребята начинают осваивать профессию с восьмого класса, - говорит Елена Владимировна. - По окончании ученики получают свидетельство государственного образца и профессию «лесовод второго разряда». Теорию ребята изучают в школе, а производственное обучение проводится на базе Северного лесхоза, с которым у школы заключён договор. Ребята делают посадки, прополки, трудятся в питомнике. Работа ведётся круглогодично. Весна, лето и осень - благоприятное время для посадок. А зимой юные лесничие собирают шишки на семена.
Начальник Северного лесничества Владимир Ковалёв говорит, что цель создания такого движения - попытка через детей воспитать культуру поведения населения в лесу. «К сожалению, на сегодняшний день этим никто не занимается. А 95% возникновения пожаров носят антропогенный характер, - говорит Владимир Николаевич. - Сейчас первоочередная задача - это не тушение пожара, а предостережение лесов от возникновения возгораний. Если человека обучить правильному поведению, то лесные пожары сократятся на 95%. И эффективнее всего проводить это обучение через детей».
Владимир Николаевич считает, что движение лесничих, это движение, которое учит детей быть добрыми по отношению к природе. Ведь сейчас нет ни пионерских, ни комсомольских отрядов, которые были раньше. Но ребятам необходимо в чём-то участвовать, развиваться, делать что-то полезное для общества. «Я с удовольствием замечаю, что школьникам это интересно и они работают на совесть», - говорит он. А поездка, по мнению Владимира Ковалёва, пойдёт им только на пользу: опыт, полученный на тренинге, поможет школьникам в работе с населением. Ведь помимо лесовосстановления ребята вместе со специалистами Северного лесничества во время пожароопасного периода занимаются патрулированием лесов и раздачей агитационных противопожарных листовок.
В школьное лесничество могут вступить все желающие. Но при этом нужно понимать, что трудиться здесь придётся, как говорится, на славу. Основной упор в лесничестве делается на практику. Например, за прошлый год школьниками было сделано 28 га посадки. Но, несмотря на то, что работа тяжёлая, ребята в голос говорят, что им это нравится. На вопрос, что значит для школьников лесничество, они ответили, что это новое общение, новые знакомства, новая обстановка. Ещё - участие в различных конкурсах, среди которых, например, областной слёт школьных лесничеств, конкурс «Международный флаг», проходивший в Иркутске. Конкурсы исследовательских и научно-исследовательских работ, например таких, как «Зелёный щит города», занявший в области первое место, и многие другие. «Нас объединяет лес, - дружно говорят юные лесничие. - Всегда есть о чём поговорить и чем заняться».
- Вот зимой мы ездили шишки собирали. На сосны залазили, - рассказывает ученица восьмого класса Алина Пономарёва. - Из этих семян вырастут сеянцы, которые мы же потом и будем сажать.
- Зимой не очень много шишек насобирали, потому что в этот год морозы сильные были - подхватывает её одноклассник Вусал Ибаев - Вот весной уже раза в два побольше. Мы когда приезжаем в лес, делимся, каждый берёт себе по несколько мешков и заполняет их. За работой время быстро пролетает.
Ребята даже соревнования устраивают, кто больше шишек наберёт. По словам Вусала, больше всего собирают старшие, которые сейчас учатся в десятом классе, - лесничии «Лесовика» Максим Бубнов, Александр Завалишин, Виталий Тютюков, Юля Куруленко и многие другие, так как у них опыта больше. Но это не главное. Самое важное для школьников то, что они помогают природе. И, как говорят ребята, может быть, они и не будут в будущем работать в лесу, но всё равно будут стараться на благо природы.
Школьное лесничество «Лесовик» выражает благодарность за оказание спонсорской помощи ООО «Пик-Леспром» (Плахотник А. К.), ООО «Прайм» (Керимов С. Ш.), ООО «Ника» (Николаечев Н. Н), ОГАУ «Северный лесхоз» (Черныш В. А.), а также Агентству лесного хозяйства Иркутской области в лице его руководителя Шкоды В.Н. за оказанную консультационно-методическую помощь школьному лесничеству.
P.S. Во время подготовки материала стало известно, что школьное лесничество «Лесовик» заняло первое место на Всероссийском конкурсе «Подрост».
Команда победителей слёта-конкурса «Сохранение леса Приангарья» школьное лесничество «Лесовик». Руководитель Петрова Нина Александровна (слева).