Примерное время чтения: 4 минуты
139

2 сентября исполняется 65 лет с момента окончания Второй мировой войны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. «АиФ - В Восточной Сибири» 01/09/2010

…У иркутянина Юрия Верхотурова хранится подшивка документов, копий из книг и газетных вырезок - в память о его дяде, герое антифашистского движения в Бельгии. Она открывается заявлением с просьбой реабилитировать Григория Фёдоровича Чепинского.

Черемховский шахтёр и бельгийский герой-партизан дядя Гриша так и не получил звания даже ветерана труда. Ни прижизненно, ни посмертно.

В первый день войны

Двадцатилетний пограничник Григорий Чепинский принял на себя первый фашистский удар. Он защищал литовский город Тауриге и попал в плен 22 июня 1941 года, в первый день войны. Сначала его отправили в «трудовой» лагерь на реке Одер, затем - Тулузскую тюрьму во Франции…

У Юрия Иннокентьевича на плёночных кассетах сохранились аудиозаписи, где дядя рассказывает о войне. Говорит, попав в плен, Григорий Чепинский не раз пытался бежать, помогало физическое здоровье, довоенные занятия спортом. Так, после очередной неудачной попытки советского солдата отправили в бельгийский лагерь военнопленных при шахте Цварберг в провинции Лимбург.

В Бельгии, рассказывает Юрий Верхотуров, его дядя с друзьями попали в отряд русских военнопленных под названием «Русская бригада». Отряд бежавших из плена советских бойцов действовал в рядах «Секретной армии» Бельгии, в состав которой входили ещё шесть таких же отрядов.

Спас 300 жизней

В 1943-1944 годах подобные движения под разными названиями: «Движение сопротивления», «Антифашистское движение», «Национальное сопротивление» действовали во многих оккупированных странах. Григорий в составе отряда уничтожал охрану мостов близ городов Хассель, Лист и Леопольдсбург, освобождал пленных бельгийцев, подрывал склады и поезда с военной техникой… На счету непризнанного ветерана - сотни чьих-то спасённых жизней. Многих из этих людей он даже не видел в лицо: в бельгийском городе Гассельт Григорий Чепинский пробрался в дом местного бургомистра и с боем уничтожил картотеку. В ней были имена трёхсот бельгийцев, которых фашистские власти собирались отправить на каторжные работы в Германию. Тогда советский боец, которого на родине сочтут предателем, получил почётную медаль, учреждённую Фронтом независимости Бельгии.

Позже, когда открылся второй фронт, - рассказывает Юрий Верхотуров, - советские партизаны в Бельгии не давали немцам спокойно отойти в Германию.

«Смешно вспоминать, теперь мы, русские, сопровождаем колонны пленных немцев на работы по расчистке разрушенного города Канн де Маиль, - рассказывал Григорий Фёдорович уже после победного мая. - По апрель 1945 года мы ожидали вывоза через Марсель на кораблях союзных войск в Одессу». День Победы Григорий встретил на борту корабля, а уже на следующий день на родине его ждали допросы.

«Пытались дознать, куда я прятал золото, украденное у богатых немцев и бельгийцев», - рассказывал племяннику освободитель. Русский солдат отвечал, что он не грабитель. Майор, который вёл допрос, не верил, показывал на дорогие часы, подаренные Григорию как герою. А когда попытался сорвать их с руки солдата, тот отшвырнул майора вместе со столом в угол комнаты.

«Меня трясло, как в лихорадке. Помню, майор рявкнул: «Ты долго будешь помнить этот день!» - рассказывал племяннику боец.

«Вы же в плен сдались»

После этого Григорий Фёдорович стал черемховским шахтёром. Его осудили на 10 лет поселения в Сибири, отправили сначала в посёлок Восточный. После - в деревню Касьяновку.

«20 лет дядя активно общался с друзьями из бельгийского сопротивления. Командир 6-го отряда бригады «За Родину» Ольшевский работал тогда на участке новосибирской железной дороги, а партизан первого отряда Чалов в Ангарске на нефтехимическом комбинате, - вспоминает Юрий Верхотуров, - дядя уже знал, общаясь с друзьями по «чужбине», что им вручены документы, подтверждающие статус участника Великой Отечественной войны. А вот его собственные обращения по-прежнему оставались безрезультатными». В 1968 году о командирах русских отрядов в Бельгии вышла книга Абрама Вольфа «В чужой стране». А непризнанному ветерану из Касьяновки прямо в лицо заявили: «Вы же в плен сдались и просидели там всю войну»…

Григорий Фёдорович умер в 85 лет, не дожив до 60-летия Победы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах