Листвянка, 20 декабря - АиФ - ВС. Олег Тюрюмин – профессиональный погонщик ездовых собак. Со своей упряжкой он не раз становился победителем международных соревнований на Камчатке, в Карелии и Иркутской области. Заниматься разведением и тренировкой собак ездовых пород Олег Тюрюмин начал в 2000 году. Тогда два иркутских бизнесмена взялись за развитие зимнего туризма в ближайшем от Иркутска населенном пункте, расположенном на берегу Байкала – в поселке Листвянка. Одним из пунктов бизнес-плана предпринимателей было создание необычного аттракциона – катание на собачьих упряжках. Руководителем этого проекта предложили стать Олегу. Когда через некоторое время встал вопрос о продаже бизнеса, Олег, не задумываясь, заключил с бизнесменами сделку и создал уже свой Байкальский центр ездового спорта.
Фото Анастасии Михельсон |
До этого, спортсмен по образованию, Олег много лет работал тренером по легкой атлетике. Но собаки были в его жизни всегда. Задачи стать профессиональным кинологом не стояло, но всевозможные курсы и семинары по тренировке собак Олег проходил, много участвовал в соревнованиях по многоборью со служебными собаками. «Вся моя жизнь крутится вокруг собак. Когда мы познакомились с моей будущей женой, у меня была одна собака, у нее – три. Наталья, если бы не понимала собак, никогда не стала бы моей женой».
Фото из архива Олега Тюрюмина |
Фото Анастасии Михельсон |
Запрограммированные на бег
Каждый день, пока солнце стоит высоко над Байкалом, обитатели Байкальского центра ездового спорта принимают гостей. И сегодня, несмотря на двадцатипятиградусный мороз, отчаянные туристы решили прокатиться на необычной упряжке. Пока на собак надевают специальные пояса-шлейки и подводят их к растяжке, они всеми силами показывают, что готовы бежать и покорять снежные пустыни. «Это коня нужно поймать, чтобы его оседлать, а собаки запрограммированы на бег», – уверяет Олег Тюрюмин. Опытные псы спокойно ждут, пока погонщик даст команду «вперед». Молодые – дрожат от нетерпения и переминаются с ноги на ногу, но сорваться с места без одобрения вожака стаи и лидера не решаются.
Фото Анастасии Михельсон |
«Домашние собаки и ездовые собаки – это разные животные и отношение к ним должно быть разное. Когда собака и человек в одной упряжке, человек становится частью собачьей стаи», – говорит Олег.
Фото Анастасии Михельсон |
В упряжке – все как в настоящей стае – строгая иерархия. Вожак – это погонщик. От того, как он подберет лидера (главную собаку в упряжке) и остальных членов команды зависит успех забега. Самое главное – поставить в одну упряжку подходящих друг другу по силам собак. Поставишь хоть одну медленную собаку – все остальные будут подстраиваться под нее.
Фото Анастасии Михельсон |
Фото Анастасии Михельсон |
Подготовка ездового пса начинается по достижению им шестимесячного возраста. Его ставят в упряжь с другими и день за днем увеличивают ему нагрузку, тем самым, тренируя его выносливость. «Учить собаку бежать не нужно, она с этим рождается. Я учу собаку терпению. А вместе с ней учусь этому и сам». На соревнования спортсмены приезжают только со своими собаками, ведь от чужих не знаешь чего ожидать. К тому же все слабые стороны собаки можно увидеть только здесь. Неправильный уход и кормежка сильно сказываются на результатах экспедиций.
Фото Анастасии Михельсон |
Фото Анастасии Михельсон |
Среди охотников и каюров всегда были в цене темные собаки с темными глазами. Считалось, что это признак приспособленности к тяжелым природным условиям. «Голубоглазые по характеристикам не отличаются от темных собак. Но это все равно какой-то генетический сбой, признак вырождения», – утверждает Олег.
Фото Анастасии Михельсон |
Летом, когда ездовые собаки вынуждены отдыхать, их приходится постоянно выгуливать. Особенно отчаянные хозяева на радость себе и своим питомцам придумали летом впрягать собак в велосипеды и другой колесный транспорт.
Фото из архива Олега Тюрюмина |
Образ жизни
Фото Анастасии Михельсон |
«Это не бизнес. Это образ жизни. Я живу ради того, чтобы несколько раз за зиму побывать на соревнованиях. В остальное время я думаю, на что я их буду кормить».
Фото Анастасии Михельсон |
Фото Анастасии Михельсон |
Олег называет своих питомцев «байкальскими хаски». Он считает это брендом своего центра. Сегодня в Байкальском центре живут 50 собак. Туристы приходят прокатиться на собаках в течение всего дня, в остальное время Олег и его помощники занимаются строительством. В планах Олега построить в Листвянке целую творческую деревню, чтобы каждый смог приехать и попробовать свои силы, к примеру, в кузнечном или гончарном ремесле. «Езда на собаках – сезонный заработок. Но вот снегоход можно поставить на лето в гараж, и он есть не попросит, а собаки – попросят. Поэтому стараемся придумывать всякие «фенечки» для того, чтобы привлекать туристов круглый год».
Фото Анастасии Михельсон |
«Я не могу поехать в отпуск, потому что тогда придется с кем-то оставить собак. Люди, которых нанимаешь, как правило, выполняют только узкий круг своих обязанностей, делают только то, за что им платят. А собакам нужно отдавать себя целиком».