Примерное время чтения: 9 минут
422

Какие барьеры преодолевают инвалиды, чтобы получить работу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. «АиФ в Восточной Сибири» 24/04/2013

Иркутск, 23 апреля – АиФ-ВС. Однако большинство людей, которых призван защищать данный закон, относятся к изменениям скептически. «АиФ в ВС» постарался выяснить, виден ли в Иркутской области результат недавних поправок? А заодно понять, какие барьеры приходится преодолевать людям с ограниченными возможностями, чтобы получить работу?

Фотографии сайта russianlook.com

«Сделай сам»

Сергей КРЮКОВ в Иркутской области - персонаж известный. Ангарский электрик десять лет назад лишился обеих рук из-за производственной травмы. Он не параолимпийский чемпион и не известный политик - люди без рук и ног чаще реализуются на Западе. Земляки гордятся этим человеком за то, что он без какой-то помощи извне сумел открыть производство. Теперь бывший электрик сам стал работодателем и второй год помогает товарищам по несчастью найти занятие и заработать на жизнь. В родном городе он открыл небольшое предприятие по производству светодиодных энергосберегающих ламп.

Кстати:
Примерно половина сотрудников иркутской швейной фабрики «Узоры» - люди с различной степенью инвалидности. В историческом квартале «Иркутская слобода» несколько мастеров сейчас обучается работе с берестой, чтобы начать проводить мастер-классы для туристов. А к середине мая в Приангарье планируется запустить сайт «Клюква.ру». На нём можно будет приобрести изделия, созданные руками членов иркутского филиала Всероссийского общества инвалидов.

- Каждый должен двигаться, приносить пользу себе и окружающим, стараться сделать всё то, для чего живёт человек, - убеждён предприниматель.

Всё его производство пока сосредоточено на собственной кухне в обычной квартире, но уже появилась надежда обрести помещение. После долгих хождений по кабинетам его Сергею всё-таки выделили городские власти.

- Помещение хорошее, но там нужно поставить новые двери, а это 15-20 тысяч рублей, установить электросчётчик за 5-7 тысяч, провести пожарную сигнализацию - это уже примерно тысяч сто… На этаже требуется санузел, потому что у многих людей, которые работают со мной, проблемы с ногами и им будет сложно спускаться на первый этаж, - подсчитывает Сергей.

За всё время существования маленького предприятия мужчина только раз мог получить субсидию - стартовые пятьдесят тысяч рублей, которые потерялись в массе расходов. Даже кредиты в банке Сергею Крюкову пришлось брать под огромные проценты - 48% и 39% годовых (тогда как даже 25% считается крайне высокой ставкой). На других условиях в банках просто отказывались предоставить деньги человеку с ограниченными возможностями. Между тем он уже дал возможность трудиться одиннадцати людям. Кухня вмещает максимум пятерых, зато можно меняться «сменами».

Счастливые исключения

- Люди постоянно приходят, спрашивают, могу ли я их взять… Но, сами понимаете, официально брать кого-то на работу я не могу, ведь моя кухня - не рабочее место, - рассуждает наш герой. Будь возможность, он бы трудоустроил около сорока человек. На практике, если помогут отремонтировать помещение, работу на новом производстве получат 18-20. Но пока добровольцев, готовых помочь ангарчанину с ремонтом, так и не нашлось.

В борьбе за равенство
В Иркутской области живёт почти 250 тысяч людей с ограниченными возможностями (каждый десятый).

По закону в Приангарье должно быть больше 9500 рабочих мест для инвалидов.

По факту имеют работу всего 3800 человек.

В прошлом году в центры занятости Приангарья обратились почти 5000 человек, из них постоянное место работы получили лишь 700.

Основная часть людей с ограниченными возможностями в Приангарье работает в сфере бытового обслуживания и торговли, чуть менее популярна сфера транспорта и связи.

- По сегодняшним законам предпринимателям крайне невыгодно создавать рабочие места для инвалидов, - описывает ситуацию изнутри бывший электрик. - Сначала нужно на собственные деньги оборудовать рабочее место, после дождаться, когда оно пройдёт все экспертизы (если, конечно, пройдёт), и только потом документы отправятся к областным властям, чтобы вложенные средства компенсировали. Захочется ли кому-нибудь проделывать все эти операции, да ещё и за собственный счёт?

- Большинство таких, как я, людей обычно могут рассчитывать только на неофициальную работу, без всяких социальных отчислений и гарантий. Да и то, если очень повезёт, - рассказывает ангарчанка Зоя БАШКУЕВА. Бывший медик уже тридцать лет передвигается на инвалидной коляске. Найти работу женщине посчастливилось благодаря профессиональной щепетильности. Как-то она заказывала по телефону продукты и настолько поразила всех свой тщательностью и оптимизмом, что директор предложил Зое Лазаревне неофициальную работу. Больше десяти лет женщина была телефонным диспетчером, ей и сейчас звонят по старой памяти бывшие коллеги из других городов. Этот счастливый пример, как и случай Сергея Крюкова, - редкое, редчайшее исключение из системы. Цифры говорят сами за себя: из общества инвалидов-колясочников, где состоит Зоя Башкуева, она - единственная из 36 человек, кто смог найти работу.

Внутренняя ссылка

- Мне кажется, большинство инвалидов - людей с прекрасно работающими мозгами - при сегодняшнем раскладе почти лишено шансов трудоустроиться. Хотя бы потому, что даже Иркутск не приспособлен для них, уже не говоря о деревнях и посёлках - уверен 74-летний житель Иркутского района Николай ГУМАНЮК, лишившийся ноги. - Попробуйте, например, проехать на инвалидной коляске даже по специально построенным въездам. Уверяю вас, не сделаете без чьей-то помощи!

- Вторая причина - ситуация с рабочими местами в стране. Это после войны были артели инвалидов. Сегодня многим здоровым мужикам некуда пойти работать. Людей с ограниченными возможностями берут разве что на должности охранников, ночных сторожей - представляете, какой нонсенс! - продолжает Николай Николаевич.

Наконец, третий барьер - это отношение окружающих, уверен наш герой. За примером далеко ходить не нужно - прислать инвалидную коляску Николаю Николаевичу обещают уже почти год. На все вопросы отвечают кратко: «Заявка отправлена, ждите». Зато стула на колёсах пришло сразу два - взрослый и детский.

- Из-за этой ошибки сейчас мучается какой-то ребёнок и неизвестно, дошла ли помощь до него, - вздыхает мужчина.

У Николая Николаевича есть простая рационализаторская идея, как «поймать двух зайцев». Людей с ограниченными возможностями он предлагает брать на работу в учреждения соцзащиты. Тогда решится и проблема рабочих мест, и проблема равнодушия, в нашей стране неотделимые друг от друга.

После беседы со всеми героями этой публикации, несмотря на нерадостную тему, осталось чувство оптимизма - так часто они смеялись и говорили о том, что рады жить. Почему-то на Западе такие люди, победившие свой недуг и реализовавшиеся в профессии, - национальная гордость. У нас они часто оказываются в положении преступников, приговорённых к домашнему аресту.

КОММЕНТАРИЙ

Валерий Лукин, Уполномоченный по правам человека в Иркутской области, автор областного закона о квотировании рабочих мест для инвалидов:

- По конституции любой человек имеет право на труд. Определять, стоит ли работать, должен исключительно он сам. Понятно, что граждане с ограниченными возможностями не могут конкурировать на рынке труда. Поэтому на всех предприятиях области, где численность работников достигла сотни человек, обязаны резервировать рабочие места (не меньше 2%). Увы, соблюдается это далеко не всегда, а категория людей, о которой рассказываем, редко жалуется, не говоря о том, чтобы подавать на работодателя в суд.

По разным причинам в Иркутской области лишь небольшая часть инвалидов обращается в центры занятости населения. Одни не видят необходимости трудиться, другие - потеряли надежду. Но даже эта небольшая горстка людей часто не получает помощи, поскольку в данном отношении у нас не ведётся целенаправленная работа.

В Приангарье до сих пор не принят нормативно-правовой акт, который бы обязывал работодателей создавать специально оборудованные рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Хотя на уровне страны такая норма появилась ещё в 1995 году…

Подобное невнимание к проблеме во многом даже удивительно. Целый ряд социологических исследований подтверждает, что категория людей с ограниченными возможностями - самая выгодная для работодателя. Такие граждане, как правило, ответственнее и тщательнее остальных относятся к своему труду. Кроме того, если человек может трудиться на дому, для него не нужно организовывать специальное рабочее место, платить за электричество или аренду помещения. Но данный потенциал у нас сегодня, увы, не используется.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах