Когда же, как не накануне Всемирного дня охраны окружающей среды, говорить о велосипедах? Мало того что двухколёсный транспорт донельзя экологичен, во времена пробок, которые заполнили практически все крупные города мира, он становится не просто модным, а максимально комфортным средством передвижения.
Однако это только на первый взгляд. Если присмотреться - Иркутску до удобной «велосипедной» Европы и до многих крупных российских городов в этом смысле очень далеко. Впрочем, сибиряков, давно привыкших к неудобствам на дорогах, не останавливают и эти. Несмотря на то что данные о числе иркутских велосипедистов, мягко говоря, неточны (по разным оценкам, их в областном центре от 10 до 80 тысяч), масштаб хорошо виден и без всякой статистики: год от года число «велобайкеров» растёт в геометрической прогрессии.
И специалисты, и простые любители двухколёсных машин сходятся во мнении, что велодвижение в Иркутске набирает обороты с огромной скоростью, но ехать иркутянам некуда.
«Хрустики» и «наклейки»
Сложно себе представить, но в не маленьком Иркутске места хватает не всем: за последние пару лет на дорогах и тротуарах образовался своеобразный «нелюбовный треугольник» из велосипедистов, пешеходов и автолюбителей, страсти между которыми иногда накаляются до предела.
- Отправилась на прогулку по набережной, а вернулась домой с огромным синяком в полруки, - рассказывает иркутянка Наталья. На тротуаре её не заметил велосипедист. Точнее, увидел, но уже слишком поздно - лишь когда на всей скорости столкнулся с женщиной.
Житель Иркутска Сергей на себе испытал, насколько хрупким может оказаться человек по сравнению с автомобилем. Молодой человек подъезжал к скверу имени Кирова не на велосипеде, а на роликах, но это не помогло ему «увернуться» - со всей силы лёг на капот. Итог - сломанная нога и 18 дней в реанимации. Как оказалось, водитель машины с выключенными фарами в сумерках просто не заметил на нерегулируемом пешеходном переходе роллера, которому теперь через суд приходится «вытягивать» компенсацию за лечение.
Как говорят велосипедисты, на автомобильной дороге «размер имеет значение». Зачастую действует принцип: чей транспорт больше - тот и главный. За несколько лет двухколёсного «бума» водители так и не научились мирно соседствовать с «байкерами». По информации пресс-службы городского отдела ГИБДД, в этом году произошло уже 13 серьёзных аварий с участием велосипедистов. В них пострадали 8 взрослых и 6 детей. Погибших, к счастью, нет.
- При выезде на проезжую часть водители велосипедов зачастую нарушают правила, - констатировал представитель отдела Иван Добровольский. - Но надо признать, что проехать по городу на двухколёсном транспорте действительно очень сложно: автомобилисты часто просто не замечают небольшое, бесшумное и зачастую неосвещённое средство передвижения. Из-за этого любителям велосипедов рекомендуем надевать яркую броскую одежду и помнить о том, что у автомашин есть определённые «слепые» зоны.
Много «узких мест»
Если раньше катание по пешеходным тротуарам считалось нарушением, то с этой весны велосипедистам официально разрешили двигаться по ним, если рядом нет специальной велодорожки. А в Иркутске, кстати, их нет вообще. Ещё один важный момент: детям до 14 лет выезжать на проезжую часть и вовсе запрещено, они могут кататься на велосипедах исключительно по тротуару или специальным велодорожкам.
Кстати, то, что велодорожки значительно бы облегчили жизнь и пешеходов, и автомобилистов, и любителей двухколёсного транспорта, в городской мэрии вроде бы понимают. Однако у самой администрации никаких проектов пока нет, в этом вопросе они полностью положились на общественников. Последние, впрочем, потратив несколько месяцев, уже разработали концепцию развития велодвижения в Иркутске.
Как говорит куратор проекта Олег Яценко, председатель комиссии по экономике и бизнесу Общественной палаты Иркутска, администрация эту концепцию поддерживает, хотя в ней, как и в самом Иркутске, пока ещё есть много «узких мест».
Между тем первая велодорожка может появиться в областном центре уже в этом году. В качестве пилотного проекта её проложат по бульвару Гагарина от Нижней Набережной до пересечения с улицей Кожова. При этом немного «откусят» и от проезжей части, и от пешеходных тротуаров. На «подопытной» дорожке отработают технологию нанесения разметки и просчитают удобную ширину. Кроме того, посмотрят, насколько она будет востребованной.
Такой «дебют» практически не потребует затрат из бюджета, так как почти полностью сведётся лишь к нанесению разметкиВпрочем, концепции, которая существует сейчас, хватит только на пилотный проект. Чтобы развивать эту работу дальше, неизбежно придётся закладывать в бюджет города расходы на создание профессионального документа по развитию велодвижения.
- Абсолютно все дороги Иркутска размечать велосипедными дорожками не нужно, - уверен Олег Яценко. - Это требуется лишь в особо опасных местах (например - на мостах), а также там, где смешиваются несколько потоков: и люди, и машины, и «байкеры» (как на набережной).