Иркутск, 18 июня – АиФ-ВС. Два года назад зрители увидели «первый художественный фильм Ангарска», год назад в «большом кино» дебютировал Нижнеудинск… Как объяснить такой расцвет малобюджетного кино и о чём снимают наши земляки?
– Всё началось с того, что вышел бурятский фильм «Чайник» (в 2010 году. – Ред.), работа уланудэнских кавээнщиков. Ранее в Сибири снимали только масштабное дорогое кино, когда к нам приезжали известные режиссёры, рассуждает иркутский оператор Евгений Хензыхенов.
Евгений Хензыхенов |
- Вслед за «Чайником» появилось ещё несколько малобюджетных картин, которые не вышли на большой экран и распространялись исключительно через Интернет. А потом свет увидел фильм «На Байкал!», и с него, действительно, начался бум. Тогда люди поверили, что им самим по силам снять кино.
Успех картины «На Байкал!» оказался феноменальным. Снятая любителями буквально за лето, она не только вышла на широкий экран, но и завоевала огромное зрительское внимание. Кассовые сборы в Улан-Удэ и Иркутске обогнали многие блокбастеры, вскоре работой заинтересовались другие города… В результате «На Байкал!» показали в 150 кинотеатрах, а по итогам сезона фильм вошёл в тройку самых успешных отечественных кинолент. Правда, в её раскрутку были вложены уже серьёзные, по местным меркам, деньги.
– Шансы на успех таких фильмов даже при скромном бюджете и актёрах-любителях достаточно велики. Дело в том, что зритель приходит в кинотеатр, не только чтобы посмотреть на эффектную картинку, но и увидеть историю, пережить вместе с героями сюжет. А хороший сюжет можно придумать и в провинции, – уверен Евгений.
Дело было в Похабовске
Молодой человек два года назад стал одним из авторов серии роликов «Иркутск и иркутяне». Сегодня Евгений с единомышленниками работает над созданием фильма «Типичный Похабовск». Картину планируют выпустить этой осенью. В актёрских пробах, организации съёмок и прочих творческих процессах уже приняли участие 20 тысяч человек (!).
Комментарий | |
---|---|
Андрей Сальников, директор Иркутского областного кинофонда: – Чем объяснить такой бум? С одной стороны, люди всегда интересовались кино и любили его – взять ту же богатую советскую киношколу. Неудивительно, что у многих возникало желание попробовать что-то снять самостоятельно. При этом видео- и телетехника в наши дни стали достаточно доступными, и многие сегодня обрели такую возможность. Иркутск – достаточно благодатное место для съёмок любительского кино, в нашем городе проводятся киношколы, фестивали, мастер-классы знаменитостей от Ивана Вырыпаева до Кшиштофа Занусси. Те, кто пытался сделать что-то в одиночку, может найти в таких условиях соратников и набрать будущую команду… Такие условия дают свои плоды. Нынешняя «киноэпидемя» может также свидетельствовать и о демократических преобразованиях в обществе. Если люди снимают кино – значит, нет тоталитарного зажима и режиссёры могут смело высказываться о том, что считают нужным. |
– Мы снимаем народную комедию о Сибири и сибиряках. Исполнители главных ролей – молодые люди из разных городов Сибири. Среди них – профессиональные актёры, любители, кавээнщики… Выбор пал именно на комедию, потому что это жанр, который нравится людям, несёт положительные эмоции, при этом не требует спецэффектов, – рассказывает один из создателей «Типичного Похабовска». Этот выдуманный город, по словам Евгения, не имеет прямой аналогии с Иркутском (основал который, как известно, Яков Похабов), а является «собирательным образом сибирского города с его проблемами и особенностями». Фильм, по словам создателей, малобюджетный, и все съёмки, вероятно, пройдут только в столице Приангарья. Однако если позволят средства, часть сцен авторы хотели бы снять в Новосибирске и Красноярске.
Первый в Ангарске
Одним из первых в области среагировал на «кинобациллу» Ангарск – город во многих отношениях передовой. Режиссёр Геннадий Костылев и оператор-постановщик Роман Грудинин рассказывают, что их «Стилист» вышел буквально через несколько недель после нашумевшего «На Байкал!». При этом бюджет фильма, без преувеличения, можно назвать копеечным: когда Геннадий приехал в Ангарск и решил снять по собственному сценарию кино, в кармане у него было 40 тысяч рублей. Молодой человек предложил сценарий одной из столичных киностудий и получил ответ: купим, если из этого можно будет сделать сериал.
Геннадий Костылев |
В итоге энтузиаст решил всё сделать сам, нашёл по совету знакомых талантливого оператора-единомышленника.
– Работу, которую на киностудии выполняют сто человек, мы делали вдвоём. Но были так увлечены, что даже не воспринимали это как тяжёлый труд, – улыбаются энтузиасты и буквально сыплют комичными историями о том, как по ходу съёмок менялся сценарий, а оператор оставил камеру и стал киноперсонажем.
На съёмки картины потребовался год. В Ангарске на премьеру набился полный зал. Сегодня фильм о приключениях молодого человека, решившего открыть фирму «муж на час», собрал триста тысяч просмотров в Интернете и даже был переведён на украинский язык. В августе Геннадий и Роман планируют показать свою вторую ленту «Чужая жизнь», уже более серьёзную. Любительское кино – рупор, чтобы говорить о наболевшем, уверен режиссёр.
Всё глубже
После волна «киноэпидемии» пошла ещё дальше: примером ангарчан вдохновились нижнеудинцы. Теперь сорокатысячный городок также может похвастать собственным художественным фильмом. Ленту под названием «Жила душа» в прошлом году буквально за три месяца снял местный предприниматель. Почти все актёры – любители. Бюджет картины составил миллион рублей. Снимать решили о том, что близко: в основу сценария легли криминальные события девяностых годов.
Провинциальный зритель кино с местным колоритом воспринял неоднозначно: одни обрадовались появлению на экране родных пейзажей и знакомых лиц. Другие стали сетовать на «незамысловатость диалогов и топорность съёмки» (так оценил в Интернете местное кино один из зрителей). В целом же настрой оказался скорее оптимистичным: мол, можем, когда хотим, давайте ещё. Примечательно, что «местечковые» фильмы вызвали интерес и в соседних городках.
– Такая тенденция говорит о том, людям стал интересен родной город, они начали пропагандировать его на экране, в новом свете показывать землякам… Для маленького городка собственный фильм – своего рода бренд, повод для патриотизма, объединяющий фактор. Поэтому такое малобюджетное кино можно назвать показателем роста нашего самосознания, – уверена психолог Евгения Храмцова.
Кстати, все авторы малобюджетных картин, о которых шла речь в этом тексте, решили не останавливаться на достигнутом и уже вовсю снимают новые фильмы. Глядишь, и через пару лет можно будет говорить о любительской киноиндустрии.
Кстати
С начала девяностых годов в Иркутске существует творческое объединение «Рука механика». Люди, связанные с профессиональным кино, телевидением и театром, снимают художественные фильмы «для души». Свою продукцию они называют «любительским кино профессионального уровня». На их счету семь кинолент, сейчас в Санкт-Петербурге идут съёмки восьмой. Режиссёр и продюсер этих картин Игорь Титенко рассказал «АиФ», что задумывает снять и документальный фильм о любительском кино в Сибири.
Художественные фильмы, снимавшиеся в Иркутске:
«Поезд идёт на восток», 1947г. Романтическая комедия режиссёра Юлия Ройзмана о жизни советской молодёжи. Картину даже просматривал Сталин.
«Даурия», 1971 г. – двухсерийный цветной художественный фильм, экранизация одноимённого романа Константина Седых. В фильме снимались Юрий Соломин, Лидия Федосеева. Александр Демьяненко.
«Звезда пленительного счастья», 1975г. – художественный фильм Владимира Мотыля о судьбе декабристов и их жён. Одна из ключевых сцен снималась в иркутском Доме актёра, часть съёмок прошла на Байкале.
«Солнечный ветер», 1982г. – шестисерийный художественный фильм, телероман режиссёра Ростислава Горяева о жизни советских учёных-физиков. Часть эпизодов снималась в иркутском Академгородке.
«Сны о России», 1992 г. – японо-советский историко-приключенческий фильм о реальных исторических событиях 1780-1790-х. В главных ролях – Марина Влади, Олег Янковский, Евгений Евстигнеев.
«Серко», 2006г. – русско-французский фильм о путешествии по Сибири молодого казака (сыграл Алексей Чадов) и дружбе человека с лошадью. Часть съёмок прошла на иркутском ипподроме.
«Настроение улучшилось», 2008г. – короткометражный фильм с Евгением Гришковцом в главной роли. Съёмки проходили на улицах Иркутска и в музее Тальцы.
«Тайна Чингис Хана», 2009г. – российско-монгольско-американский фильм по роману якутского писателя Николая Лугинова. На экран попали кадры природы, снятые в Иркутской области.
«Сатисфакция», 2011г.- российский художественный фильм с участием Евгения Гришковца. Лента снята в Листвянке и в Иркутске.